Московский цирюльник

Как открыть парикмахерскую в столице?

Парикмахерские нужны всегда. Как бы люди ни экономили в кризис, на рабочем месте они должны выглядеть опрятно. А значит, малое предприятие — парикмахерская — не останется без клиентов. Осталось грамотно выбрать место и начать стричь не только волосы, но и купоны.

Как открыть парикмахерскую в столице?

Нашествие варваров

Каждый, кто бывал в англоязычных странах, вероятно, обращал внимание на вывески “Barbarian”. Полюбопытствовав, что же за “варвары” здесь обитают, можно обнаружить за дверями… парикмахерскую. А название сложилось исторически: варвары — они ведь лохматые, нечесаные. А тут место, где из варваров людей делают. Думается, что такое название полнее отражает суть услуги (и бизнеса), чем прижившееся в России со времен Петра I немецкое слово “парикмахерская”, означающее “изготовитель париков”.

Времена изменились, но, как и прежде, парикмахерский бизнес продает красоту, имидж. Сегодня клиент идет в парикмахерскую с единственной целью: не выглядеть варваром. И вообще — выглядеть, соответствовать: повышение достатка и пропаганда здорового образа жизни стимулируют спрос. По данным Департамента потребительского рынка правительства Москвы, общий объем рынка парикмахерских и салонов красоты в городе оценивается в $200 млн. Причем в кризис объем рынка практически не сократился, а в 2010 году вновь начал постепенно расти. Из этой идеи и нужно исходить представителю малого бизнеса, который решил открыть парикмахерскую.

Парикмахерские и салоны красоты бывают четырех классов: категория “люкс” (дорогостоящие салоны-студии, как правило, принадлежащие известным дизайнерам или созданные при участии иностранных инвесторов), категория “А” (бизнес-класс, оказывающий стандартные услуги, но очень высокого качества), категория “В” (средний класс) и категория “С” (эконом-класс). В Москве распределение таково: “люкс” занимает 8% рынка, категория “А” — 18%, салоны класса “В” — 55% и класс “С” — 19%.

Класс парикмахерской существенно зависит от ее расположения. Глупо, например, открывать парикмахерскую эконом-класса на центральной улице. Клиенты (а особенно клиентки) там ходят богатые, но на эконом-сервис наверняка скажут “фи”. У профессионалов есть правило: чем выше достаток людей, живущих/работающих в районе, тем выше должен быть класс парикмахерской. Поэтому прежде чем открываться, обязательно необходимо провести маркетинговое исследование. Лучше всего — бесплатное: просто посмотрите, какие магазины в этом районе стоят. Если есть крупный сетевой супермаркет, про парикмахерскую эконом-класса можно забыть.

Далее самое сложное: выбор места. Понятно, что для успеха вам необходим поток, но за аренду желательно заплатить подешевле. Кроме того, слишком большое помещение может не дать отдачи. Лучше очередь в 3—5 человек, чем пустые кресла. Поэтому вам скорее всего будут предлагать дворы.

Помещение во дворе для парикмахерской имеет свои плюсы и минусы. Минусы понятны: клиент должен вас видеть, а не бегать по дворам в поисках. Но есть и плюс: не всякий клиент согласится на то, чтобы процесс его (а особенно ее) стрижки наблюдала в окно оживленная улица. В конце концов парикмахерская должна быть местом отдыха и расслабления, особенно для женщины. Двор, а еще лучше — дворик, создает необходимую атмосферу. В большинстве случаев он оказывается предпочтительней.

Поэтому выбираем так: место на улице подойдет только в том случае, если район офисный. Тогда ваш клиент будет заходить после работы (или даже перед работой). И ему все равно, смотрит на него кто-либо или нет. Кстати, в этом случае необходимо предусмотреть значительный размер помещения: офисный сотрудник в очереди точно ждать не будет, он всегда спешит. Правда, большую часть дня ваш салон будет полупустым, зато утром и вечером будет наблюдаться “нашествие варваров”.

 Вокруг кресла

В парикмахерском деле очень многое, в том числе размер помещения, зависит от количества кресел. При этом под “креслом” в этом бизнесе понимается не только сам предмет мебели (его можно и за 10 тыс. руб. купить), а полностью оборудованное рабочее место парикмахера. Оно включает зеркало, мойку, сушуар, стол, подвод электричества (для машинок используется сложная разводка: волосы ведь электризуются) и т.д.

Если не брать экзотические варианты, то у вас два зала: женский и мужской. Количество кресел не равное: в женском зале должно быть на 1—2 посадочных места больше (согласно статистике, дамы ходят в парикмахерскую почти вдвое чаще мужчин). В средней парикмахерской обычно стоят 7—9 кресел (соотношение между мужским и женским залом 3/4 или 4/6). Существуют и совсем маленькие салоны даже на 5 кресел (соотношение 2/3). Согласно нормативам СЭС, каждому креслу должно соответствовать 6 кв. м площади.

Но это еще не все: в парикмахерской должна быть касса (желательно — отдельная комната), место для хранения инструментов и два различных (требование СЭС) помещения для хранения чистого и грязного белья (полотенец). Плюс зал ожидания (не менее 20 кв. м), который может, конечно, быть общим для мужчин и женщин, но только в категориях “В” и “С”. В общем, даже для среднего 7-кресельного салона “набегает” порядка 100—120 кв. м площади. Кстати, помещения для парикмахерских достаточно охотно “раздают” в аренду управы районов. Это востребованная социальная услуга.

автор фото: Александр Корнющенко

Сегодня ставки аренды в Москве составляют порядка $1 тыс. за кв. м в год (в престижных районах) и $500 за кв. м в год (на окраинах, в помещениях класса “В”). Отсюда получаем расходы за аренду в $100—120 тыс. в год для салонов категорий “люкс” и “А” либо $50—60 тыс. в год для категорий “В” и “С”. Или от 130 до 300 тыс. руб. в месяц. Учтите также, что с парикмахерских берут аренду вперед за 3 месяца, потому что, если они съезжают, после них требуется переоборудование помещения.

Итого 400 тыс. руб. единовременно + по 130 тыс. руб. ежемесячно. Дороговато, конечно. Тем более что после выхода из кризиса у собственников помещений вновь проснулась тяга к повышению арендных ставок. Поэтому у каждого хозяина салона, открывающего бизнес “с нуля”, должна быть цель: выкупить помещение. Иначе растущая аренда будет постоянно грозить свести норму прибыли к нулю.  

Кроме того, в помещении для парикмахерской обязательно необходим ремонт. Потому что, согласно требованиям СЭС, оно, например, должно быть оборудовано кварцевыми лампами. Есть и другие нюансы, о которых вам лучше расскажет фирма — поставщик оборудования. Кстати, она может и ремонт произвести. Для будущего хозяина салона важно то, что ремонт и приведение помещение в соответствие нормам обойдется как минимум в 500—600 тыс. руб.  

Теперь оборудование. Кресла тоже бывают разные: есть и за 20 тыс. руб., а есть и за 3 млн. руб. Понятно, что малый бизнес хотел бы приобрести оборудование как можно дешевле. Но все-таки посадочные места за 20 тыс. руб. брать не советуем. Дело в том, что б/у оборудование для парикмахерских можно, приложив минимальные усилия, привести в товарный вид. А парикмахерские съезжают довольно часто, как раз по причине роста арендной платы в конкретном месте.

В среднем нормальная цена для полного рабочего места парикмахера — 50 тыс. руб. Так что оборудование салона из 7 кресел обойдется вам в 350 тыс. руб., плюс 50 тыс. руб. придется выложить за доставку и установку. При этом нужно помнить, что фирм, предлагающих оборудование для парикмахерских, довольно много, и конкуренция между ними остра. И вы им нужны больше, чем они вам, потому что поставка оборудования — это далеко не все. Есть еще и ремонт, обслуживание, поставка расходных материалов. Цену за первоначальную поставку вам вряд ли скинут, но по дальнейшим вопросам можно и нужно торговаться. При этом лучше иметь дело с одной фирмой, которая оформит помещение в едином дизайнерском стиле. Вы ведь продаете красоту, а значит, и у вас должно быть красиво.

Не забудем и про расходные материалы: насадки для машинок (сами машинки входят в комплект кресла), ножницы, расчески, полотенца и т.д. Первоначальные затраты здесь — около 7 тыс. руб. на кресло. В дальнейшем надо закладывать амортизацию из расчета 1 тыс. руб. на кресло в месяц.

Итого первоначальные затраты на создание салона из 7 кресел: 400 тыс. руб. (оборудование) + 400 тыс. руб. (аренда за первые три месяца) + 600 тыс. руб. (ремонт) + 50 тыс. руб. (расходные материалы) + 50 тыс. руб. (регистрация предприятия) = 1,5 млн. руб.

Человеческий фактор

И все эти деньги могут пойти прахом, если в вашей парикмахерской не будет одного важного компонента: мастеров. Они могут как разорить ваш салон, так и озолотить его. Можно повысить лояльность мастеров, заинтересовав их в прибылях салона. Поэтому, кстати, парикмахерскую лучше регистрировать в виде ООО. Тогда при необходимости лучших мастеров можно ввести в состав соучредителей. В этом случае мастера могут и помочь: известно много случаев, когда коллектив парикмахерской скидывался, чтобы приобрести, например, дополнительное кресло.

Зарплата парикмахера в Москве начинается от 20 тыс. руб. (мастера работают по графику, через день). Но для хозяина салона это 40 тыс. руб., поскольку он-то оплачивает работу каждый день. Так что для 7-кресельного салона вам нужно 14 человек, целый коллектив. Кроме того, мастерам высокого класса надо платить больше: зарплата может доходить до 60 тыс. руб. и выше. В итоге средние затраты на зарплату можно оценить в 400 тыс. руб. в месяц. Еще необходим бухгалтер-кассир и охранник. Это еще около 100 тыс. руб. в месяц. Итого полмиллиона.

Особый вопрос — о парфюме. У каждого мастера он свой. Это не “оборудование”, а люди. Обычно мастер заказывает парфюм сам, а хозяину просто называет цену. Стоимость тоже различна, но в среднем приемлемая цена — 6 тыс. руб. в месяц на кресло. Для 7-кресельного салона выйдет 42 тыс. руб. в месяц, а с учетом затрат на расходные материалы выйдет около 50 тыс. руб.

Итого ваши расходы на 7-кресельный салон: единовременно 1,5 млн. руб. + 500 тыс. руб. (зарплата за первый месяц) + 50 тыс. руб. (парфюм) = около 2 млн. руб. Затем ежемесячно: 130 тыс. руб. (аренда) + 500 тыс. руб. (зарплата) + 50 тыс. руб. (парфюм и расходные материалы) + 120 тыс. руб. (налоги ) = 800 тыс. руб.

Теперь доходы. Мужская стрижка в салонах стоит 300—400 руб., женская от 1000 руб. При соотношении кресел 3/4 это даст вам 5 тыс. руб. при полностью заполненном салоне. Стрижка длится час, салон работает 12 часов. Итого 60 тыс. руб. в день или 1 млн. 800 тыс. руб. в месяц. Это максимум того, что можно выжать из 7-кресельного салона.

Но не спешите радоваться: когда вы в последний раз видели полностью заполненную парикмахерскую? Разве что 31 августа, когда мамаши своих чад перед школой стричься тащат. В остальные дни, увы, свободные кресла имеются — и их гораздо больше, чем хотелось бы. Так что сумму доходов можно смело делить пополам. Цифра в 900 тыс. руб. в месяц реальна.

Чтобы она не уменьшилась, надо предусмотреть расходы на маркетинг. Когда вы видите рекламу салонов в виде схемы на столбе (чтобы по дворам не искать) или даже на асфальте — это и есть маркетинг. Обычные затраты на него — около 30 тыс. руб. в месяц.

Отсюда окончательный расчет: около 2 млн. затрат единовременно + 800 тыс. руб. ежемесячно. Доходы: около 900—950 тыс. руб. в месяц. Чистая прибыль с учетом непредвиденных расходов: 50—100 тыс. руб. в месяц (учтем и сезонность, летом в парикмахерских пусто, но и часть сотрудников в отпуске). В результате при средней прибыли в 70 тыс. руб. в месяц ваш салон окупится за 29 месяцев, или за 2,5 года.

У этого бизнеса есть очевидные перспективы: превращение из просто парикмахерской в полноценный салон красоты. Здесь первый шаг — работа по записи, затем солярий, затем маникюр и педикюр. Не забудем и про СПА. Можно также уйти в экзотику: салон—клуб из серии “только для…”. Но это уже зависит от клиентов и их финансовых возможностей. Опыт показывает, что за 2—3 года салон—парикмахерскую в Москве раскрутить можно.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру