Кавалерийская романтика

Как открыть туристическую конюшню

Всего каких-то 150 лет назад лошадь была не роскошью, а средством передвижения. Сейчас собственный скакун — это скорее первый вариант. Однако конюшня может стать интересным бизнесом. Уставшие от городской суеты и пробок москвичи регулярно мучаются вопросом: как интересно провести выходные? Так почему бы им не скоротать время на вашей лошадиной ферме! Главные условия для развития конной базы — безграничная любовь к животным и фантазия.

Как открыть туристическую конюшню

Прошлым летом мне захотелось покататься верхом. Изучив Интернет, я поняла, что конных баз, предлагающих катание для “чайников”, в Москве и Подмосковье пруд пруди. Выбрала ту, что поближе к дому. Приехала, зашла в манеж, запрыгнула в седло и… целый час ходила по кругу, вдыхая аромат конюшни. За сомнительную радость отдала 2000 рублей. Хорошо, нашелся друг, который посоветовал отправиться подальше — под Можайск. Не пожалев времени, села в электричку и вскоре входила в ворота настоящего ранчо. Улыбчивый инструктор помог забраться на белую красавицу Ночку, сам запрыгнул на Прагу и повел за собой прямо в поля. Меня научили правильно сидеть, обращаться с лошадью, переходить вброд реку, ездить рысью, а под конец устроили фотосессию с лошадью на фоне природы. За два часа я заплатила 1000 рублей и получила море удовольствия! В чем секрет? В том, что конный туризм на природе у нас более востребован, чем катание по кругу в манеже. В этом убежден директор базы Евгений Матузов, который согласился с помощью “Малого бизнеса” дать советы начинающим коневодам.

Турпоход в седле

Сразу оговорюсь: браться за это дело стоит только в том случае, если вы любите и хоть немного знаете лошадей. Иначе все ваши скакуны погибнут, не успев подарить радость от удачного предприятия. Как? Очень просто — достаточно дать им напиться после работы, или не закрыть дверь в конюшне, чтобы лошадь продуло на сквозняке, или накормить овсом, а потом отправить возить всадников. Все эти действия могут привести к печальному исходу, а неопытный лошадник даже и не поймет, что случилось. Хорошо обученные лошади не останутся без дела. Их можно задействовать не только для прогулок, но в городских праздниках, съемках в кино. Столичная богема, кстати, тоже очень заинтересована в езде верхом в приятных условиях.

На что стоит ориентироваться при желании основать конную ферму? В последнее время среди городского населения набирает популярность понятие “конный туризм”. Это значит, что у вас на конюшне будут жить лошади, которых вы будете использовать для прогулок под всадниками. Длительность прогулок — от двух часов до нескольких дней, в зависимости от того, что вы хотите гостям предложить: побегать по полям рысью или устроить турпоход верхом.

Разобрались с направлением конного бизнеса? Отлично! Теперь придумывайте “фишку”, то есть то, чем вы будете отличаться от остальных конюшен. По словам Матузова, он был бы сам рад, если бы кто-нибудь еще развивал ролевой туризм (это когда гости наряжаются, скажем, цыганами, запрягают лошадей в повозку и идут по деревням петь песни и зарабатывать себе на жизнь). Так что включите фантазию и думайте, чем вы будете завлекать гостей?

Матчасть

Прежде чем заводить себе лошадей, нужно определиться с помещением, где они будут жить. Так как мы ориентируемся на конный туризм, то отдаленность базы от города только на руку.

Многие из наших гостей признаются, что предпочитают потратить время на путешествие к нам, чем поехать за 5 км от МКАДа, — говорит Матузов. — Ощущения уже совсем другие, чем от простой езды верхом рядом с городом.

Поэтому пусть ваша конюшня разместится не ближе чем 100 км от Москвы — если у вас будет хорошо, к вам не поленятся добраться.

Следующий вопрос: арендовать базу или выкупить? Профессионалы советуют выбирать второе, потому как у арендаторов с хозяевами часто возникают проблемы. Вы сделаете ремонт, разовьете свой бизнес, а вас возьмут и выгонят вместе со всеми лошадьми. Так что если вкладывать деньги, то лучше в собственное дело.

Обязательное условие для конюшни — она должна снабжаться чистой питьевой водой. Лошади очень много пьют, чтобы утолить их жажду, с ведром из соседнего колодца не набегаешься.

Для каждого коня нужно выделить денник 3 на 3 м, оптимальное количество лошадей 30 голов. Но не стоит покупать их сразу — не справитесь. Для начала лучше приобрести десять лошадей. Если получится их окупить и немного развить бизнес, то можно расширить поголовье.

По словам эксперта, чтобы вывести идеальную лошадь для туризма, ему пришлось скрещивать представителей разных пород. Однако так как мы только начинаем свой путь, то нам больше всего подойдут лошади карачаевской, башкирской и вятской породы.

На данный момент стоимость лошадей для туризма не очень велика и приравнивается к “мясной” цене. В Карачаево-Черкесии можно купить хороших лошадей по 25—30 тыс. рублей. В кумысных хозяйствах примерно такие же цены на лошадей башкирской породы.

Приобрести все это не так сложно, главное — не дать базе зачахнуть. Лошадей нужно шесть раз в день кормить и убирать за ними навоз.

Лошадь в день съедает 10—13 кг сена и 4—6 кг овса. Стоимость на данный момент и того и другого около 6000 руб. за тонну. Летом суточная норма сена снижается до 4—6 кг — ведь лошадки пасутся на лугу.

Личного ветеринара на базе заводить нет смысла — в случае необходимости вызовете из ближайшей ветклиники или знакомого специалиста. В зависимости от сложности работ визит обойдется в 1500—5000 руб.

Теперь вам нужен персонал. Во-первых, конюхи, зарплата которых составит около 20 000 рублей. Во-вторых, инструкторы, которые будут работать с лошадьми и сопровождать клиентов на прогулках. На уже упоминавшейся базе зарплата инструкторов от 1500 до 3000 рублей в день, но нужно учитывать, что там работают профессионалы, которые порой закончили курсы психологов или актеров. Не обязательно сразу нанимать столь квалифицированных специалистов, простой инструктор обойдется дешевле. Только учтите, что от персонала зависит настроение самой прогулки, лучше набрать улыбчивых и разговорчивых ребят, которые в то же время смогут толково объяснить гостям базы, как управлять лошадью. Кроме того, нужен управляющий, который будет следить за конюхами, бухгалтер, повара — ведь персонал нужно кормить.

Отдельно о питании. Длительные конные прогулки очень возбуждают аппетит. Ваша популярность возрастет, если по возвращении с полей гости смогут вкусно и недорого пообедать. Пока вы не раскрутились, поите людей бесплатным чаем и кофе, предлагайте за символическую плату нехитрые домашние блюда, которые варятся в кастрюльке на вашей собственной кухне.

Теперь посчитаем приблизительные расходы в месяц и перейдем к тому, как их окупить. На 30 лошадей понадобится: 3 конюха (60 000 рублей), 20 инструкторов (160 000), управляющий и бухгалтер (40 000 рублей), питание сотрудникам (15 000 рублей), 11 тонн сена (60 000 рублей), 180 кг овса (30 000), опилки, электричество, текущие расходы (50 000 рублей). Получается, что около 400 000 рублей вам придется отдавать за возможность иметь ферму.

Услуги и доход

Нужно признать — частные конные прогулки окупить расходы не помогут. Допустим, вы установите таксу по 1000 рублей с человека за 2 часа катания. Если дело происходит летом и о вас хоть кто-то знает, то, чтобы только заработать на существование, вам придется каждую субботу и воскресенье принимать по пятьдесят человек в день. Для сравнения: на базе под Можайском летом посещаемость около 120 человек в день, но у них безупречная репутация, 70 лошадей и 15-летний стаж выживания в современном мире. Чего не скажешь о вас, новичках. Осенью и зимой жажда экстрима у населения стремительно улетучивается, так что, дай Бог, если хоть кто-то приедет.

Значит, нужны дополнительные программы! Самое прибыльное — устраивать корпоративные праздники на целый день. Если пригласить компанию в 200—400 человек, то заработать можно сразу 400 000 рублей. Но учтите, с каждого участника стоит брать не больше чем 1500—2000 рублей, иначе никто не поедет. И простыми конными прогулками тут не обойтись. Более того — придется обратиться к соседним конюшням с просьбой одолжить лошадей, за деньги, конечно же. Например, в Можайске самая популярная тема корпоративов — “один день на ранчо”. В программу входят музыка, персонал, облаченный в костюмы ковбоев и наделенный актерскими способностями, накрытые столы, конные игры, родео, ловля мустангов с помощью лассо, причем самими участниками! Для этого человека сажают в седло, инструктор его страхует, а вокруг них галопом скачет специально обученная лошадь, которую нужно заарканить. Все красиво и абсолютно безопасно. Людям будет что вспомнить по возвращении в Москву, а вы положите себе в карман около 100 000 рублей чистой прибыли. Главное — включить фантазию и действительно заинтересовать людей программой, которая будет выгодно отличаться от уже существующих. Зимой, например, можно устраивать однодневные поездки на лошадях в какой-нибудь отдаленный уголок, где гостей будет ждать теплый шатер с угощением и русские забавы вроде прыжков через костер, стрельбы из лука. Причем вы же понимаете, что лошади здесь не главное? Но они помогут осуществить маленькое путешествие. Для зимних развлечений не позабудьте обеспечить легкомысленно одетых клиентов тулупами и валенками.

Евгений Матузов.

Кто может попасть в число клиентов? Например, компания друзей думает, где бы им справить день рождения одного из них. И вот представьте — вся компания заявляется на ранчо, садится на лошадей и под руководством инструктора выезжает на просторы. После 2-часовой поездки можно устроить и веселый банкет. Все запомнят этот день на всю жизнь, это их тронет. Потом о чудо-базе расскажут друзьям и знакомым — и новые клиенты обеспечены.

Продвижение

Вы определились с расходами и доходами. Купили ферму и лошадей, и у вас есть некоторые средства в запасе, чтобы кормить этих прекрасных животных. Теперь нужно сделать так, чтобы о вас узнали и вас полюбили.

“Нет силы больше, которая тебя подталкивает к действию, чем табун голодных лошадей”, — уверяет Матузов. Это действительно так. Развивайте бурную деятельность, чтобы о вас узнали люди. Можете делать это самостоятельно или подключайте друзей и детей знакомых. Расклеивайте и раздавайте листовки по электричкам и улицам города. Сопроводите их фотографиями самых красивых лошадей из вашей конюшни. Привлекайте прессу. Как только о вас станут писать газеты, потянутся корпоративные клиенты. Подружиться с “акулами пера” просто — устройте им пресс-тур на лошадях. Прибыли это не принесет, зато о вас узнают миллионы.

Устраивайте бесплатные праздники для постоянных клиентов и их друзей-знакомых, где опытные наездники будут вытворять чудеса в седле. Научите их закидывать лассо и фотографируйте на лошадях в ковбойском облачении. Кстати, фотография — обязательное условие любой из ваших программ. Гости приедут с камерами, но снимать друг друга, находясь в седле, у них вряд ли получится. Тут и нужен инструктор, который возьмет их технику и сделает несколько красивых снимков. Профессионалом ему быть не обязательно, красивый пейзаж вокруг и грациозные животные сами по себе сделают фотографию яркой. Гостям без фотокамер предложите поснимать их своим фотоаппаратом, а потом запишите снимки на диск. Можно это сделать бесплатно, стоимость оборудования копеечная, зато люди этот добрый жест оценят и запомнят.

И последний совет — обязательно создайте интернет-сайт! Пусть на страничке будут фотографии всех лошадей (их клички и особенности характера), подробное описание услуг, цены, выкладывайте фотографии осуществленных программ. И не забудьте про раздел отзывов, чтобы клиенты могли писать благодарности и пожелания.

Пример для подражания

История конной базы Евгения Матузова достойна лечь в основу какой-нибудь сказки с героем, готовым на всё ради воплощения своей мечты. В начале 90-х пять юношей-подростков, которые обожали ездить верхом, узнали, что их любимых лошадей с можайских конюшен сдают на мясокомбинат. Ребята загорелись идеей их спасти и стали всем подряд рассказывать о надвигающейся беде. Нашлись добрые люди, которые согласились выдать им кредит. Энтузиасты спасли от верной смерти восемь колхозных кляч и двадцать диких карачаевских лошадей. Чтобы было где их держать, приобрели развалившийся коровник на можайской свалке. На полу этой будущей конюшни состоялось первое собрание, где было решено во что бы то ни стало не дать их лошадям умереть с голоду. Разгребли завалы, привели в порядок лошадей и заклеили всю Москву и область объявлениями о конных прогулках по живописнейшим местам. Клиенты потянулись довольно скоро, но доходы от одиночных гостей были не слишком-то большие. Тогда владельцы конюшни придумали новую “фишку” — ролевой туризм. Ребята завели охотничьих птиц и свору борзых собак, у военно-исторического клуба одолжили мундиры и предложили всем желающим поучаствовать в настоящей дворянской охоте. Первая охота прошла на ура и принесла организаторам 2000 долларов, которые пошли на уплату кредита. После первого успеха команда включила фантазию и за несколько лет воплотила в жизнь новые проекты (“Один день в цыганском таборе”, “Один день на ранчо”, “Один день с пиратами” и др.). Заодно открыли инструкторскую школу для юношей, где ребята занимаются верховой ездой, актерским мастерством, сценическим боем, военной историей. А сейчас на базе появилось и свое танцевальное шоу. Постепенно территория конной базы приобрела шикарный вид — появился салун, мини-зоопарк, в котором живет лама, гуанако, пони, мул и павлины; шатер, здание коровника превратилось в отличные конюшни. Сейчас самый большой доход базе приносят корпоративы и конный туризм — каждый выходной на ферму приезжают 120 желающих отправиться в поле на коне. Для постоянных клиентов регулярно устраиваются бесплатные ролевые игры и увлекательные программы. Всю прибыль Матузов вкладывает в своих лошадей и на реализацию новых замыслов. Сейчас на конной базе больше 70 рысаков. Если проводятся крупные мероприятия, где нужно 300—400 голов, на выручку приходят соседние конюшни. Евгений Матузов входит в список одних из самых отважных бизнесменов России.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру