Ни сдать, ни купить

От запрета на переработку стеклотары пострадают любители пива

Окольными путями — через техрегламент Таможенного союза — наше правительство поставило крест на целой эпохе. С 1 июля 2012 года вводится запрет на повторное использование стеклотары для алкогольной продукции и детского питания. И если баночки из-под яблочного пюре в пунктах приема особой популярностью никогда не пользовались, то доход от сданных бутылок зачастую становился серьезным вливанием в бюджет малоимущих семей и холостяков. Нововведение продиктовано заботой о здоровье населения. Однако пить меньше не станут, а вот платить за “народные” пивные марки придется значительно больше. Тара же для крепкого алкоголя и детского питания давно уже используется лишь один раз.

От запрета на переработку стеклотары пострадают любители пива
Рисунок Алексея Меринова

Свою обеспокоенность о здоровье нации еще в мае на съезде правящей партии в Волгограде выразила Маргарита Покиньбура, представитель стеклотарного завода «Русджам-Кубань». Тогда она попросила Владимира Путина запретить вторичное использование стеклянных бутылок и банок. Такое предложение премьер расценил как стремление обеспечить рынок сбыта для продукции предприятия, но обещал принять необходимые меры. Меры не заставили себя долго ждать — согласно решению комиссии Таможенного союза от 16 августа техрегламент «О безопасности упаковки» предписывает, что стеклянная упаковка «не должна повторно использоваться для контакта с алкогольной продукцией и детским питанием». Для тех, у кого сегодня есть на руках разрешение на переработку стекла, новые правила вступят в силу с 15 февраля 2014 года. Для остальных — уже с 1 июля 2012 года.

Впрочем, Таможенный союз, куда входит Россия, не открыл Америки. Вторичное использование стеклотары во всем мире неуклонно сокращается. Например, в Евросоюзе, по данным European Container Glass Federation, в 2009 году собрали 25 млрд. стеклянных бутылок и контейнеров и из них 67% отправили на переработку. А в 2010 году европейская промышленность выпустила 20,7 млн. тонн новой стеклотары, что превысило показатель 2009 года на 3,5%. Наибольший прирост производства произошел в Турции (27%) и Великобритании (9,5%).

фото: Геннадий Черкасов

Согласно анализу рынка пищевой стеклотары в России, подготовленному BusinesStat, спрос на пищевую стеклотару с 2006 по 2010 год вырос на 2 млрд. шт. и достиг 12,6 млрд. шт. Снижение спроса было отмечено только в 2009 г. — на 11,5%, когда в условиях экономического кризиса люди экономили на покупке алкогольной продукции.

Производители крепкого алкоголя регламента не боятся — они вторичную стеклотару не используют, ведь это технически трудно сделать: у каждого свой уникальный дизайн бутылок. В детском питании, по словам представителя одного из крупнейших отечественных производителей, вторсырье также не используется. Зато нововведение наверняка нанесет тяжелый удар по «социально не защищенным» слоям, а также по сотням пожилых россиян, собирающих бутылки по остановкам и у лавочек и тем самым худо-бедно поддерживающих свой бюджет.

Вадим Дробиз, глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя, уже подсчитал, что с введением запрета около 15 миллиардов бутылок придется ежегодно утилизировать. По оценкам эксперта, сегодня вторичная тара на рынке пива составляет 30%.

Точных оценок, насколько подорожает бутылка пива, пока нет. Но эксперты рынка считают, что народный напиток вырастет в цене минимум на 10%, так как не менее 15–20% от конечной стоимости бутылки заложено в стекло. А на его помывку много денег не надо.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру