Госмонополия на алкоголь скоро вернется

Госдума в тайне готовит соответствующие поправки

6 декабря 2013 в 16:47, просмотров: 7124

Госдума рассматривает вопрос введения государственной монополии на рынке алкогольной продукции. Как стало известно «МК», в недрах комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству уже готова соответствующая программа, предусматривающая кардинальное изменение отечественного законодательства в этой области, и в первую очередь законов о госрегулировании алкоголя и защиты конкуренции. Если это произойдет, то этот процесс можно будет охарактеризовать как «назад в будущее»: вернутся из прошлого спецмагазины, фиксированные цены, а, возможно, и дефицит.

Госмонополия на алкоголь скоро вернется
фото: Мария Москвичева

«Да, я подтверждаю, что такая программа существует, но я не готов ее обнародовать или обсуждать публично, - заявил корреспонденту «МК» заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Звагельский. - Дело в том, что на сегодняшний день количество нелегальной продукции на алкогольном рынке составляет уже около 55%. То есть мы вернулись к уровню 2009 года, когда в России создали федеральную службу «Росалкогольрегулирование», а сама деятельность стала лицензироваться. Несмотря на довольно жесткое законодательство в этом году у нас резко выросли теневые производство и розница. И никто, ничего с этим поделать не может. Сейчас мы подготовили поправки, касающиеся ужесточения наказания, в том числе уголовного, за незаконное производство алкоголя, его оборот и продажу, подделку акцизных марок. Но по поводу введения госмонополии говорить не хочу. Не надо будоражить рынок раньше времени».

Тем не менее «МК» узнал некоторые детали упомянутой программы и, если они будут приняты, то это кардинально поменяет ситуацию на рынке алкогольной продукции. Речь идет о государственной монополии на розницу и, возможно, и оптовую торговлю. Производства - это не коснется. Таким образом, по замыслу инициаторов весь алкоголь «уйдет» в спецмагазины, где и будет эксклюзивно продаваться по правилам установленным госрегулятором.

Впрочем, в рамках реформирования отрасли предполагаются и некоторые послабления. Например, есть поправка, согласно которой участникам рынка разрешат без ограничений проводить часть массовых мероприятий по алкогольной тематике: выставки, дегустации и т.д. Как известно, сейчас закон «О рекламе» позволяет проводить те же дегустации, исключительно в торговых залах, что, конечно, не нормально.

Председатель правления союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров считает, что предлагаемые меры не эффективны. «Доля нелегального алкоголя действительно выросла с начала года. - говорит он. - Связано это с резким повышением акцизов на алкоголь. Если до 2012 года ставки ежегодно повышались на 7-15%, то с этого года более чем 30% (в конце 2012 ставка акциза была 300 руб за литр этилового спирта готовой продукции или в пересчете за бутылку водки 60 руб., в текущем - 400 руб., в следующем - 500 руб. - справка «МК»). То есть в 2014 году к стоимости бутылки водки в виде акциза и НДС добавится около 125-130 руб. Мы предупреждали, что нельзя повышать так резко акцизы. Нас не послушали. Это привело к росту нелегального алкоголя, засилью дешевой водки из Казахстана, где акцизы в четыре раза меньше. В результате легальным предприятиям все труднее конкурировать и в этом году производство водки упало на 20%».

Сегодня, по мнению Доброва, спецмагазины по продаже алкоголя ничего не дадут, поскольку, во-первых, реализация этой идеи требует миллиардных инвестиций, а, во-вторых, как показывает практика, нелегалы умеют наладить сбыт своей продукции. Например, по данным «Росалкогольрегуриования» в Краснодарском крае 40% от общего числа магазинов, торгующие спиртным, незаконны.

Как бы то ни было все эти шараханья происходят с единственной целью: любой ценой получить дополнительный доход в бюджет страны, который уже испытывает значительные трудности. С одной стороны правительство сокращает госрасходы, ужесточает бюджетную дисциплину, например, лишая министерства бюджетной росписи, с другой, лихорадочно ищет лишние деньги. Повышение акцизов на алкоголь, недавние предложения лицензировать производство и оборот пива, и, теперь вот, не публичная проработка на парламентском и экспертном уровнях вопроса о введении госмонополии для некоторых участников рынка, все это звенья одной цепи. Однако все это представляется слишком простыми решениями, которое мы уже в прошлом неоднократно проходили. Гораздо проще все монополизировать, чем бороться с нелегалами. Вроде бы замачиво, но взамен мы получим другие «прелести», в виде дефицита, и галопирующего роста объемов теневого рынка. А как в свое время говорил премьер Дмитрий Медведев «сейчас не время простых решений».



Партнеры