Офицеры постоянной боеготовности

Минобороны формирует систему непрерывного военного образования

20 февраля 2012 в 18:12, просмотров: 4062

Реформа армии коснулась всех ее аспектов, в том числе и образования. О том, как изменилась система подготовки офицеров для наших Вооруженных сил, «МК» побеседовал с  директором департамента образования МО РФ Екатериной Приезжевой.

Офицеры постоянной боеготовности
фото: Сергей Иванов

— Екатерина Геннадьевна, как сеть высших учебных заведений была приведена в соответствие с новым обликом ВС РФ?

— Во-первых, количественно. Это связано с изменением кадрового заказа — уменьшилась потребность в подготовке офицеров, и, соответственно, уменьшилось количество учебных заведений, осуществляющих их подготовку. Статистика такова. На начало 2007 года подготовку офицеров осуществляло 71 высшее военно-учебное заведение (военных академий — 15, военных университетов — 3, военных институтов и высших военных училищ — 53). На сегодняшний день в составе Минобороны 16 высших военно-учебных заведений. Это три военных учебно-научных центра видов Вооруженных сил, 11 военных академий и два военных университета. В их составе имеется 25 филиалов вузов и 3 — научно-исследовательских организации. В соответствии с решением президента Российской Федерации к 2013 году сеть военно-учебных заведений будет включать 10 системообразующих вузов.

— По какому признаку проводилась оптимизация военных вузов? Затронул ли этот процесс только количество учебных заведений или система высшего образования была реформирована Министерством обороны коренным образом?

— На самом деле оптимизация сети вузов задача очень не простая. Все наши вузы уникальны по своему. И решение о реорганизации каждого принималось специальной комиссией, созданной в Минобороны, на основе всестороннего анализа множества факторов. Во внимание брались следующие факторы. Это параметры кадрового заказа, научный потенциал педагогических кадров вузов, их емкость и степень загрузки, учебно-материальная база и другие. Также, определяя количество учебных заведений, мы учитывали принцип экстерриториальности — чтобы учебные заведения присутствовали по всей России.

Оптимизация самой сети — только одна составляющая часть этой работы. Мы также стараемся исключить дублирование подготовки специалистов. Раньше у нас в разных вузах реализовывались одни и те же специальности. Теперь отказываемся от этой практики. Подготовка военнослужащих по родственным специальностям концентрируется в одном высшем военно-учебном заведении. К примеру, с 1 сентября подготовка офицеров ракетных войск и артиллерии сконцентрирована в одном месте — Михайловской военной артиллерийской академии, по специальностям гуманитарного профиля — в Военном университете. Это, в частности, повлияло на организацию подготовки кадров — методика обучения стала унифицированной, требования к уровню обученности — едиными. Надеюсь, что и качество обучения будет на высоте.

— Екатерина Геннадьевна, а как обстоят дела с качеством обучения в военных вузах?

Что касается качества обучения, то в начале хотелось бы отметить, что прежде всего мы коренным образом поменяли систему подготовки военнослужащих. До недавнего времени она предусматривала получение в процессе служебного роста трех высших образований одного уровня: в военном училище, потом в видовой академии и в Военной академии Генштаба. При этом подготовка в каждом из этих вузов велась сразу на несколько воинских должностей. Кроме того, была установлена периодичность повышения квалификации офицеров — раз в пять лет. Это приводило к тому, что полученные знания быстро устаревали, и в результате мы имели большой отрыв офицеров от войск — из 25 лет службы они 8–9 лет сидели за партами. Кроме того, мы широко использовали метод «натаскивания» обучающихся на решение типовых задач. На практике такая система обучения часто ставила выпускников вузов в сложное положение при принятии решений в противоречивой, меняющейся обстановке современного боя. Теперь подход изменился: офицеру один раз дается фундаментальное высшее образование — в училище, институте или академии. А дальше каждый офицер проходит подготовку перед назначением на каждую новую должность. Сроки этой подготовки зависят от должности, на которую предстоит назначение. А повышение квалификации каждый военнослужащий теперь проходит не реже, чем раз в три года. Такой подход формирует систему непрерывного военного образования и подготовки военнослужащих на протяжении всей службы.

Непосредственно о качестве обучения мы можем судить по результатам итоговой государственной аттестации. В 2011 году более 1280 слушателей и курсантов закончили обучение с медалью «За отличное окончание военного образовательного учреждения высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации» и (или) дипломом с отличием, свыше восьми тысяч — получили на итоговой аттестации отличные и хорошие оценки, более 36% — получили классную квалификацию.

— Как следят за качеством навыков и знаний, полученных выпускниками военных вузов?

— Мы собираем отзывы из войск, куда отправляем молодых лейтенантов, — специально разработали опросники, чтобы понять, что хорошо, что плохо, что не доработали и чтобы подкорректировать обучение следующих выпускников. Кроме того, чтобы не ждать окончания обучения, мы стали привлекать заказчиков не только на итоговые, но и на промежуточные аттестации. Вот, например, сейчас была зимняя сессия, и все главкомы, командующие, руководители центральных органов управления — то есть те, для кого и ведется подготовка — принимали участие в проведении этого среза. Они выезжали в вузы и участвовали в приеме экзаменов, а потом отправляли вузам свои замечания. Но для объективности нам нужно еще и мнение внешних экспертов, поэтому мы проводим совместные конкурсы и олимпиады, чтобы понимать, как выглядим на фоне студентов лучших вузов страны.

— Как изменилось содержание учебного процесса? Какие нововведение применяются сегодня при подготовке и обучении военнослужащих?

— На базе федеральных госсстандартов третьего поколения подготовлены новые программы. Офицеры обучаются по программе «подготовки специалиста» — это пятилетняя подготовка, после которой выходят с дипломом о высшем профессиональном образовании и назначаются на должности в войска и силы флота. После этого они направляются в войска, а перед назначением на новую должность, как я уже говорила, предусмотрена их подготовка. В образовательной деятельности используем инновационные технологии и методы обучения. Используем возможности медиаобразования, специальные программные продукты, различные компьютерные и мультимедиатехнологии обучения, электронные учебные пособия, электронные карты и многое другое. Также нами взят курс на интеграцию с гражданской школой. Мы используем различные формы, чтобы обогатить, разнообразить учебный процесс: привлекаем педагогов из лучших гражданских вузов, практикуем совместные занятия студентов, общие с гражданскими вузами олимпиады, конкурсы. То есть стараемся конкурировать не только «среди себя», но и со студентами лучших вузов страны. Также мы стали привлекать гражданских профессоров, преподавателей для участия в итоговой государственной аттестации выпускников.

Кроме того, учитывая, что в военных вузах в основном готовятся офицеры для эксплуатации и применения военной техники, вооружения, нам никуда не деться от «оборонки». Теперь ведущие предприятия оборонной промышленности тоже включены в процесс обучения: их представители преподают на кафедрах, включаются в жюри различных конкурсов, организуют практику для курсантов. Если на предприятиях «оборонки» проводятся какие-то научно-исследовательские работы, мы стараемся, чтобы к этому привлекали наших обучающихся. А для тем курсовых и дипломных работ теперь выбираются перспективные направления, сопряженные с научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами.

Кроме того, большое внимание уделяем созданию максимально благоприятных условий для обучения. Наряду с оптимизацией внутренней структуры вузов с них сняты функции, не связанные с осуществлением образовательной деятельности. На сегодняшний день на аутсорсинг в полном объеме переданы питание, банно-прачечное обслуживание, клининг и другие вопросы обеспечения повседневной деятельности вузов, решается вопрос о передаче сторонним организациям функций охраны и обеспечения пропускного режима. Перечень передаваемых сторонним организациям работ продолжит расширяться.

— Происходит ли в вузах развитие научной деятельности? Как наращивается научно-педагогический потенциал?

— Научная деятельность у нас есть во всех вузах. Основным новшеством в этом направлении является усиление практической направленности военно-научной работы. Все темы работ — курсовых и дипломных, а также диссертаций — кандидатских и докторских — определяются заказчиком, то есть Генеральным штабом вместе с главкоматами видов и командованиями родов Вооруженных сил. Они определяют направления научных исследований. Сегодня в системе военных вузов, как правило, работают те научные работники, которые имеют свои авторские школы или направления. То есть у нас преподают сами авторы научных направлений. Кроме того, в каждом вузе существует военно-научное общество, в которое входят курсанты. И здесь с первых дней молодой человек получает навыки научной работы от тех людей, которые себя уже зарекомендовали в науке. Могу отметить, что в настоящее время в военно-учебных заведениях функционирует свыше 470 научных школ, 50% из которых являются известными и признанными, в том числе на мировом уровне.

Свои результаты научной работы вузы широко демонстрируют на различных выставках и салонах. В 2011 году участвовали в Международном Форуме по проблемам науки, техники и образования «III ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ — НОВЫЙ МИР», Московском международном Салоне изобретений и инновационных технологий «Архимед» и многих других мероприятиях.

В целом решили и проблему наращивания и сохранения научно-педагогического потенциала. За последние 10 лет в военных вузах научный потенциал увеличился более чем на 11%. В настоящее время в вузах проходят военную службу и работают 2197 докторов и 10 945 кандидатов наук, что составляет свыше 70% всего научного потенциала Минобороны. Средняя укомплектованность преподавательских должностей учеными составляет 63%. Продолжаем подготовку научно-педагогических кадров в адъюнктуре и военной докторантуре. Кстати, мы сравнивали себя с гражданской школой. Эффективность докторантуры, адъюнктуры военных значительно превышает показатель гражданских. Например, у нас из 100 докторантов в установленный срок защищается 66 человек. В гражданских вузах этот показатель вдвое ниже. Что касается кандидатов (адъюнктов), здесь показатель еще выше — 82.

— Как происходит подбор профессорско-преподавательского состава? Каким образом стимулируется их трудовая деятельность?

— Практически на все преподавательские должности идет конкурс. Преподаватели общих дисциплин — это гражданский персонал, и поэтому у нас есть возможность выбирать не только среди бывших военнослужащих, но и среди профессорско-преподавательского состава лучших вузов страны. Сейчас из-за того, что военнослужащим существенно подняли денежное содержание, получился разрыв между зарплатами военных и гражданских преподавателей. Мы ищем пути, как сделать так, чтобы гражданские получали не меньше, чем военные. Есть приказ, позволяющий стимулировать профессорско-преподавательский состав. А вообще, гражданские преподаватели имеют весь стимулирующий набор, что и военный персонал. Если не касаться денежного стимулирования, то здесь можно отметить медицинское обслуживание — все преподаватели и члены их семей закреплены за ведомственной госпитальной системой, могут получать бесплатную качественную медицинскую помощь, санаторное лечение.

— Что сегодня представляет собой учебно-материальная база вузов? Насколько она современна и отвечает требованиям с учетом специфики военных профессий?

— Мы не первый год занимаемся учебно-материальной базой наших вузов. Надо сказать большое спасибо нашему министру, который понимает, что инвестиции в образование — благое дело. Целый ряд учебных заведений уже приведен в соответствие с современными требованиями. Например, Авиационный университет в Воронеже. Теперь это совершенно новое, современное, технологичное учебное заведение: модернизированное, технически хорошо оснащенное, укомплектованное новыми образцами вооружения, военной техники. И тренажерная база там потрясающая, и условия быта. В университете за два года создан новый учебный аэродром для подготовки специалистов ВВС для всех типов авиационной техники, который оснащен современной технико-эксплуатационной частью, контрольно-измерительной аппаратурой и диагностикой, лабораторией неразрушающего контроля. В 2010–2011 годах в этот вуз поставлены современные самолеты: «Су-27СМ», «Су-34», вертолеты «Ми-28Н», «Ка-52», а также модернизированные тренажерные комплексы самолетов «Су-24», «Су-25СМ», «Су-27СМ», «Су-34», «Ил-76МД», вертолетов «Ми-28Н», «Ми-8МТВ5». На новой элементной базе развернуты учебные командные пункты авиационной группы, авиационной базы (I разряда), объединения ВВС и ПВО.

Происходит модернизация учебно-материальной базы и других высших военно-учебных заведений. Уже в 2012 году вузы получат современное оборудование, цифровые АТС, дополнительные каналы связи и др. Это в значительной степени позволит повысить не только качество подготовки военных кадров, но и модернизировать систему управления.

Помимо этого разработана программа по капремонту и реконструкции всех военных вузов. Мы нацелены на применение в системе нашего образования современных образовательных технологий — то есть все, что есть инновационного на сегодняшний день, у нас внедряется. Сейчас уже пошли крупные поставки в вузы ноутбуков, интерактивных досок, лингафонных кабинетов...

Кстати, лингвистическая составляющая обучения была нами очень усилена наряду с управленческой, психологической и физической. Сейчас ведь в современном мире без языка никуда. Поскольку у Министерства обороны планы амбициозные и мы хотим быть конкурентными во всем мире, пошли международные обмены, совместные поездки, походы, учения. Поэтому министром было принято решение о том, что язык будет преподаваться углубленно. Чтобы офицер, заканчивая пятилетний курс обучения, мог свободно говорить, в Военном университете есть специальный лингвистический центр. Одной из его задач является методическое сопровождение языковой подготовки и в войсках, чтобы поддерживать необходимый уровень знаний.

Подводя итог, можно сказать так: на сегодняшний день мы четко определились с количеством вузов и теперь приводим их в порядок, делаем из них современные учебные заведения.

— Насколько изменились требования к поступающим?

— Сегодня нам нужны самые лучшие абитуриенты. Мы создаем условия для получения хорошего высшего профессионального образования. Для службы в войсках нужны высокообразованные военнослужащие. При поступлении в наши вузы абитуриенты предъявляют результаты ЕГЭ. Кроме того, наши абитуриенты сдают физкультуру и проходят профессионально-психологический отбор. Нормативы везде жесткие. Таким образом, поднимая планку на выходе, мы поднимаем планку и на входе. Нам нужны самые лучшие, самые мотивированные, те, кто хочет, может и будет служить Родине.



Партнеры