Туризм и сервис: специалисты нужны всем

Эксперты прогнозируют рост потребности в профессионалах

18 июня 2012 в 18:30, просмотров: 12314

О том, как получить образование для работы в одной из самых перспективных областей экономики — туризме и сервисе и о многом другом на прямой телефонной линии с читателями «МК» рассказал ректор Российского государственного университета туризма и сервиса (РГУТиС), доктор исторических наук, профессор Александр Федулин.

Туризм и сервис: специалисты нужны всем

— Александр Алексеевич, здравствуйте! Прежде всего о главном — каких конкретно специалистов готовит ваш вуз?

— Мы готовим квалифицированных профессионалов по одному из приоритетнейших направлений развития экономики России, это индустрия туризма и сервиса. В процессе обучения наши студенты имеют возможность получить глубокие знания в области гостиничного и ресторанного дела, финансов, менеджмента, инновационного управления и предпринимательства, электронного бизнеса и информатики, а также повысить уровень своей компетентности и конкурентоспособности на рынке труда, получив новые профессиональные квалификации в области иностранных языков, психологии, менеджмента, связей с общественностью. А можно поступить и на программу двойных дипломов, что даст возможность изучить лучшие зарубежные практики в области туристских и гостиничных технологий.

— Сейчас развелось множество вузов-однодневок. А когда появился ваш вуз?

— В этом году мы отмечаем свое 60-летие. Решение о создании университета было принято на уровне высшего политического руководства страны — Постановлением Совета Министров СССР от 13 августа 1952 года об учреждении Высшей школы промысловой кооперации (ВШПК) — так мы тогда назывались. В дальнейшем в соответствии с потребностями страны вуз уточнял свой профиль и менял название: ВШПК — Московский технологический университет — Государственная академия сферы быта и услуг — Московский государственный университет сервиса — РГУТиС. Так постепенно выкристаллизовалась наша нынешняя образовательно-профессиональная платформа: туризм и сервис. Эти секторы постиндустриальной экономики стали визитной карточкой нашего вуза и определили его флагманские позиции в Российской Федерации среди всех высших профессиональных учебных заведений данного профиля.

— А на какие зарплаты могут рассчитывать ваши выпускники?

— Как правило, наши ребята идут не в государственные учреждения, где уровень окладов легко спрогнозировать, а в бизнес. Однако не буду вводить вас в заблуждение, утверждая, что там они сразу получают очень много. Практика показывает, что зарплаты наших выпускников начинаются со средних сумм по регионам, а дальше все зависит от самого выпускника.

— А какова планка требований к процессу обучения? К примеру, студента, который плохо учится, но за учебу платит, вы отчисляете или тянете дальше? Только честно.

— Да, благосостояние всех вузов — государственных и негосударственных — сегодня во многом зависит от числа «платных» студентов. По этой причине вузы порой берут на первый курс всех подряд и, получив быстрые, легкие деньги, закрывают глаза на знания студентов — такие примеры известны. Но все расставляет по местам выпуск. Молодые специалисты выходят на рынок труда с маркой своих учебных заведений. И, заботясь о репутации, большинство вузов, прежде всего государственных, вынуждены достаточно высоко держать планку требований к знаниям своих студентов. Мы, например, отчисляем довольно много — я бы с удовольствием этот процент снизил. Если говорить о причинах, бывают люди просто случайные — те, кто пришел к нам, скажем так, из-за моды на высшее образование. Между тем работа в туризме и сервисе, помимо знаний, требует определенных человеческих качеств: коммуникабельности, интеллигентности в лучшем смысле этого слова, душевного такта. Поэтому не устаю повторять: при подготовке наших кадров важное место занимает мотивация — осознанный выбор студентами будущей специальности.

— На что нацелено обучение: на работу в области иностранного туризма или на подъем отечественного?

— Принципиальных отличий в подготовке специалистов для международного или отечественного туризма я не вижу. Есть, конечно, своя специфика. Но сути дела она не меняет: мы учим студентов технологии создания турпродукта. Другой вопрос, где больше востребованы кадры. К сожалению, наш внутренний туризм развивается странным образом: с одной стороны, существуют проблемы, с другой — многие региональные центры не заинтересованы в улучшении обслуживания, т.к. подобно некоторым курортным городам, например, Кисловодску, имеют загрузку на 1,5 года вперед. Это серьезный тормоз развития отечественного внутреннего туризма.

— Будут ли ваши студенты работать на Олимпиаде в Сочи?

— Разговор о подготовке специалистов для таких широкомасштабных мероприятий, как Олимпиада в Сочи или Чемпионат мира по футболу 2018 года, очень важен. В прошлом году РГУТиС выиграл конкурс на обучение волонтеров для Олимпиады и будет готовить самую массовую категорию из числа обслуживающего персонала — работников сервиса. Причем учить мы будем не только наших студентов, но и всех желающих. А два года назад мы выиграли другой конкурс Минобрнауки: по программам подготовки преподавателей для обучения линейного персонала, обслуживающего Олимпийские игры. В рамках этого мероприятия 400 подготовленных нами преподавателей уже обучили по программам университета несколько тысяч человек. Для Олимпиады работает и наш ресурсный центр дополнительного образования. А непосредственно в Сочи функционирует филиал РГУТиС. При нем, помимо центра подготовки волонтеров, посольство Франции организовало центр по изучению французского языка.

Почетный гость Виталий Мутко.

— Спасибо. А теперь ответьте, пожалуйста, на вопросы, которые задали по телефону наши читатели. (Раздается звонок).

☎ — Здравствуйте, я — Лариса Валентиновна из Москвы. Мой сын закончил 10-й класс, переходит в 11-й, и мы хотели бы познакомиться с вашим вузом, узнать, какие у вас есть факультеты, а затем записаться на подготовительные курсы.

— Наш университет находится в ближнем Подмосковье, а в самой Москве у нас два филиала: Институт туризма и гостеприимства и Институт сервиса. Оба обучают студентов по специальностям, отраженным в их названиях. Познакомиться подробнее с университетом и его филиалами можно на нашем сайте www.rguts.ru либо на Дне открытых дверей. Я назову лишь наши основные факультеты: Туризма и гостеприимства; Сервиса; Экономический, Права и социальных коммуникаций; Управления и дизайна (расположен в г. Люберцы); Сервисных технологий (расположен в г. Подольске).

— А как у вас обстоит дело с иностранными языками?

— Без языковой подготовки в сфере туризма можно рассчитывать лишь на место в низкокатегорийной гостинице с неясными перспективами. Поэтому одновременно с основной специальностью мы даем знание профессионального иностранного языка и подтверждаем его соответствующим дополнительным дипломом.

☎ — Сегодня в России настолько велик переизбыток вузов, что скорее всего их число вскоре сократят. Уцелеет ли РГУТиС?

— Действительно, последствия демографического спада не могут не сказаться на сфере высшего образования. Студентов не хватает уже сейчас, а значит, самые слабые вузы закроются. Однако я убежден: наш вуз пройдет период испытаний менее болезненно, чем многие другие высшие учебные заведения. Основания для такой уверенности заключаются как в профиле нашего университета, так и в превентивных мерах, принятых нашим коллективом. Прежде всего, туризм и сервис —те направления, которые обречены развиваться в связи с повышением потребительских запросов населения, это объективная реальность. Рост запроса на профессиональные кадры мы ощущаем уже сегодня — в частности, в связи с подготовкой к Зимней Олимпиаде-2014 и Чемпионату мира по футболу-2018. Кроме того, мы не стали дожидаться падения численности абитуриентов, заранее готовились к тяжелым временам. К примеру, вложили крупные средства в строительство и обустройство общежитий, в результате чего смогли переориентироваться с абитуриентов в основном из Москвы и Подмосковья на всероссийский охват. Оборудовали современные демонстрационные учебные аудитории и стали по-новому учить. Мы сознательно вкладывали средства в развитие и тем самым создали «подушку безопасности» для будущего. Кроме того, провели структурную и кадровую реорганизацию, сохранив самые мобильные структуры, необходимые кадры, обеспечив в результате высокий уровень управляемости учебно-методическим процессом.

Общежитие РГУТиС.

☎ — Александр Алексеевич, а есть ли в вашем вузе бюджетные места?

— А как же! Мы гордо носим название Российского государственного университета. А из этого следует, что РГУТиС финансирует государство, и возможность быть нашим студентом есть у всех, кто хорошо сдал ЕГЭ. Кстати, готовиться к ЕГЭ можно на наших подготовительных курсах. Все преподаватели курсов имеют сертификаты подготовки к единым госэкзаменам.

— У моего сына нет четких предпочтений, и мы рассматриваем разные вузы...

— И правильно делаете: общение с людьми, их рекомендации очень полезны, чтобы наилучшим образом сориентировать вашего ребенка. Если позволите, дам вам совет и я. Как университет туризма и сервиса мы готовим менеджеров, специализирующихся по туризму либо гостиничному хозяйству. Но готовим и экономистов для этих областей, давая образование более широкого профиля. И оно, если что-то пойдет не так, легко позволит вашему ребенку достаточно легко поменять специализацию (профиль). На Дне открытых дверей я бы рассказал много интересного.Кстати, на Дни открытых дверей мы приглашаем и наших недавних выпускников из числа тех, кто в свои 25 лет добился успеха на трудовом поприще. Для каждого молодого человека общение с такими людьми очень важно: оно показывает, к чему надо стремиться.

☎ — Здравствуйте, меня зовут Лидия. Профессия, связанная с туризмом и гостеприимством, предполагает знакомство с международными стандартами. Участвуют ли ваши студенты в международных программах и стажировках?

— Конечно! Более того, наши учебные планы и стандарты по туризму и сервису были первыми профессиональными образовательными стандартами в России, которые создавались совместными усилиями вузовской общественности, органов управления в туризме, гостиничном и ресторанном бизнесе. В межведомственную рабочую группу входил и я. А наш университет стал признанным «законодателем мод» в содержании образовательных стандартов, Министерство образования и науки Российской Федерации создало в 1988 году на нашей базе Учебно-методическое объединение вузов по образованию в области сервиса и туризма, мы разработали и стандарты последнего поколения. Работа велась на основе очень успешного и признанного во всем мире французского образовательного стандарта, в ней нам активно помогают французские эксперты.

Получить международный опыт можно и через систему практик. Мы заключили договоры с рядом гостиничных сетей и туристических фирм, производящих набор студентов на определенные позиции. Прежде всего, понятно, речь идет о странах, наиболее популярных у российских туристов. Но хочу еще раз подчеркнуть: для получения международного опыта необходимо хорошо знать язык. В противном случае вас либо не возьмут, либо практика сведется к мытью посуды в какой-нибудь гостинице, и весь полученный опыт не пойдет дальше жизненного. Наши студенты выезжают и на краткосрочные практики: только в прошлом году несколько таких групп ездили во Францию знакомиться со всеми сегментами местного туристического продукта. Правда, студенты, особенно девушки, когда их посылают на длительную практику, иногда не возвращаются домой, оставаясь работать за рубежом. Помню, по договору между правительствами Москвы и земли Бавария мы на два с половиной года послали в Германию группу студентов из 18 человек. Они закончили одну из баварских гостиничных школ, но домой, к сожалению, вернулась всего одна девушка. Все остальные (со многими я переписываюсь до сих пор), отучившись в той школе, закончили потом немецкие и австрийские университеты и теперь работают в разных странах по всему миру. Однако хочу подчеркнуть: диплом зарубежного вуза — вещь хорошая, но не самая важная для успешной карьеры в нашей сфере. Есть масса других возможностей. Например, программа двойных дипломов, позволяющая, обучаясь в РГУТиС, получить два диплома: наш и одного из наших партнеров — Международной школы бизнеса Будапешта или Университет Оксфорд-Брукс в Лондоне. Информация об этих программах есть на сайте нашего вуза. Здесь лишь скажу, что они недорогие и доступны всем. А, в принципе, наш вуз вообще ориентирован не на так называемую элиту, а на общедоступное образование, что, хочу подчеркнуть, отнюдь не означает заниженных требований к процессу обучения.

☎ — Я — мама выпускника школы этого года. Что, кроме своего диплома, может предложить ваш вуз? Какие дополнительные знания и квалификации обеспечат преимущество ваших выпускников при трудоустройстве?

— Централизованное распределение выпускников в условиях рыночной экономики невозможно. Поэтому мы ориентируем своих ребят в основном на предприятия малого и среднего бизнеса. Чтобы повысить их конкурентоспособность, во время учебы мы предоставляем студентам возможность выбрать программы дополнительного образования. А это — дополнительные квалификации и сертификаты, позволяющие молодым людям повысить свою капитализацию, и личностный и профессиональный потенциал на рынке труда. А в подтверждение сошлюсь на опыт зарубежных компаний, топ-менеджмент которых сплошь и рядом набирают, ориентируясь не на основное, а дополнительное образование возможных претендентов на должность. Именно дополнительная профессиональная квалификация, при прочих равных условиях, обеспечивает преимущество — даже если соискатель закончил вначале не самый прославленный вуз. Другой важный момент — студенческая практика. Правда, проходя ее, ребята не должны забывать об учебе, иначе, увлекшись работой, студент в итоге может не получить диплом с первой попытки. Главное тут — сохранить баланс интересов, хотя это непросто. Ну а с программой дополнительных квалификаций можно ознакомиться на нашем сайте.

☎ — Уважаемый Александр Алексеевич, как ваши студенты проводят внеучебное время? Согласитесь, у каждой матери тут есть повод для беспокойства.

— Исторически сложилось так, что наш университет находится в ближнем Подмосковье и представляет собой кампус — обширную территорию с учебными и административными корпусами, а также общежитиями на 2 тыс. мест. Мы отдаем себе отчет в том, что две тысячи молодых людей, предоставленных самим себе в замкнутом пространстве, легко превращаются во взрывоопасную смесь. Одно это делает необходимой серьезную внеаудиторную работу. Но есть и другой важный момент. Внеучебная работа является важнейшей частью профессии, которую получают ребята. Ведь специалист в области туризма, сервиса, гостиничного дела должен уметь общаться с людьми. И чем больше они учатся, как теперь говорят, коммуницировать, тем больше совершенствуют свои профессиональные навыки. Той же цели служат и наши многочисленные кружки: танцев, студии хорового пения, студенческий театр и т.д. Наша принципиальная позиция — не вкладывать средства в топовую команду профессионалов, имеющую к нашим студентам весьма далекое отношение, а обеспечивать доступность, массовость внеучебной работы, создавать условия для участия в ней всех желающих и при этом никого не принуждать. Как я понял, у вас сын? Ну а у нас 70% — девочки. Мальчики наших девчонок просто обожают!

— А на практику в другие города ваши студенты выезжают?

— Да, притом по всей стране — от Краснодарского края до Петропавловска-Камчатского. Я тут захватил с собой письмо, отвечающее на вопрос о том, какова практическая польза от подобных поездок. В этом письме администрация одного из отдаленных районов обращается к университету и его выпускникам с предложением «начать свою трудовую деятельность по выбранной профессии с развития туристического потенциала нашего района». Заканчивается письмо так: «Мы ждем молодых предприимчивых специалистов для становления и развития туризма на территории Каралского района Забайкальского края и готовы для сотрудничества».

☎ — Ваш вуз специализируется на туризме и сервисе. С туризмом все ясно. А чем будут заниматься выпускники, обучающиеся по сервисному направлению? Соответствует ли оно уровню высшего образования?

— РГУТиС — головной сервисный вуз страны. Мы считаем сервис не отраслевым, а общественным феноменом, и убеждены: сегодня идет процесс сервисизации традиционных профессий. Его отличительными чертами являются индивидуальная (клиентная) ориентированность и повышение качественного сопровождения предоставляемых услуг. А это означает, что сегодняшний специалист по сервису должен иметь профессиональные знания по всем стадиям сервисного процесса. И если подготовка других профессий ориентирована на изучение отдельных стадий — к примеру, маркетинга или рекламы, то специалист по сервису должен охватывать все стадиальные компоненты. Этим фундаментальным основам знаний различных профессиональных дисциплин мы его и учим.

☎ — Давно ли вы выпускаете бакалавров? Как они трудоустраиваются и могут ли конкурировать с выпускниками-специалистами?

— Как все государственные вузы, мы перешли в прошлом году на систему подготовки «бакалавриат + магистратура». Сейчас наш вуз заканчивают те, кто поступал раньше и доучивается в традиционном пятилетнем специалитете. С их трудоустройством проблем нет. Но когда в середине 90-х годов вузы пытались готовить бакалавров, работодатели не оценили этого новшества. Исходя из сугубо формального признака — сокращенной продолжительности обучения, они решили, что бакалавры не соответствуют требованиям, предъявляемым к специалистам с высшим образованием, и не стали брать их на работу. Это было очень неприятно. Но сейчас ситуация иная — на новую систему перешла вся страна, и, судя по всему, подобное не повторится. Тем не менее многое в судьбе бакалавров определит государственная политика.

Должен признать: я совсем не уверен, что четырехлетний срок обучения в бакалавриате хорош для всех специальностей. Для каких-то этого наверняка мало. Но для прикладных направлений, в число которых входят туризм и сервис, этого вполне достаточно. Да что там, в знаменитой Плехановке по прикладным специальностям еще в советское время учили 4 года — например, товароведов! Я твердо убежден: для профессиональной карьеры наших выпускников важен не срок обучения, а верный баланс знаний, навыков и умений. И мы придаем ему большое значение: заключаем договоры об организации студенческих практик, хотя, сказать по правде, отправить сейчас студента за границу бывает проще, чем куда-то в нашей собственной стране. А с этого года мы запустили систему мастер-классов, вести которые приглашаем лучших специалистов из отрасли: бизнесменов, предпринимателей, представителей гостиничного бизнеса, сферы питания. Недавно, к примеру, один из наших мастер-классов вел руководитель Федерального агентства по туризму Александр Васильевич Радьков.

☎ — По качеству обслуживания населения Россия, как известно, существенно уступает странам Европы. В чем причина? Может быть, в недостаточной профессиональной квалификации кадров?

— Исторически России приходилось уделять большое внимание поддержанию своего геополитического статуса, отодвигая на второй план качество жизни людей. Постепенно сложилось представление, что для работы в туристической компании или сервисном центре не нужны специальные знания. В итоге — многочисленные проблемы, с которыми сталкиваются потребители услуг в России. Между тем, важнейшим фактором, определяющим сегодня качество услуг, является, конечно же, квалифицированное образование. На это и направлена работа РГУТиС. Наши выпускники вооружаются знаниями по европейским стандартам качества. А об их конкурентоспособности свидетельствуют трудоустройство за рубежом и учебные стажировки в страны-лидеры туристской и сервисной индустрии.

☎ — Я — Анастасия, выпускница школы из Владимира. Чем интересным и новым в процессе обучения может похвастаться ваш вуз? И еще: учите ли вы предпринимательству и помогаете ли выпускникам создавать свое дело?

— Прежде всего нашим студентам предоставлена возможность получить дополнительные квалификации. Например, посещать мастер-классы. Или по завершении специального курса стать сертифицированными пользователями программы бронирования «Амадеус». Нельзя не упомянуть и знаменитый инновационный этаж нашего учебного корпуса. Несмотря на трудные времена, мы создали отличную техническую базу для обучения студентов. И в том числе — с использованием методов интерактивного обучения, позволяющих будущим специалистам в области туризма моделировать туристические маршруты и создавать любые сегменты туристического продукта.

Ну, а по поводу предпринимательства скажу так: все хотят быть бизнесменами, но не все знают, как это сделать. Восполнить этот пробел помогает наша Школа молодого предпринимателя. Под обучение в ней мы смогли получить небольшие госсредства, и теперь в качестве преподавателей приглашаем людей из реального сектора экономики, а также налоговиков, которые готовят молодых предпринимателей к их будущей деятельности. Школа успешно работает, хотя в итоге заводят собственное дело не более 10% бывших студентов. Полагаю, что это неплохой показатель: быть предпринимателями дано не всем.

РГУТиС — постоянный участник международной выставки «Интурмаркет».

☎ — На какие специальности в вашем вузе самый высокий конкурс и почему?

— В вузы сейчас поступают по результатам ЕГЭ, и конкурса в прежнем понимании нет. А вот какие специальности наиболее востребованы среди абитуриентов и работодателей, могу сказать. Это туризм, экономика, сервис и менеджмент. Есть у нас и специальности, казалось бы, далекие от туризма и сервиса: например, дизайн одежды и художественное проектирование предметно-пространственной среды. Но большая часть дипломных работ все же ориентируется на потребности отрасли: если, например, создается одежда, то для персонала гостиниц или ресторанов. Главное, при выборе специальности не забывать: работа в сфере туризма — вещь серьезная. Кое-кому из «жертв» рекламных кампаний мировых курортов может показаться, что это сплошной праздник: красивые девушки в купальниках на фоне моря и все такое прочее. А на самом деле в туризме надо трудиться с полной отдачей, для чего нужна соответствующая мотивация.

☎ — Живу в Липецке, но в этом году планирую поступить в ваш университет и обучаться по очной форме. Дадут ли мне общежитие?

— В РГУТиС учатся ребята из всех регионов России. И всем иногородним студентам 1-го курса — бюджетникам и коммерческим — мы предоставляем места. Всего же в трех наших общежитиях живут около 2 тыс. студентов. Причем первокурсники живут в отдельном общежитии и только со 2-го года обучения переселяются к старшим. Мы считаем, что они слишком молоды и, оторвавшись от семьи, должны вначале адаптироваться к новым условиям. Поэтому даже персонал в общежитии для первокурсников «заточен» под данный контингент. Мы вообще считаем, что университет туризма и сервиса должен отличаться клиентоориентированностью во всем! И в том числе в общежитиях. Общежития у нас хорошие: может, и не самого верхнего, но все же европейского уровня. И стоимость доступная. Если в некоторых университетах она доходит до стоимости съемной квартиры, то наша цена для бюджетников — очень низкая...

☎ — Кому имеет смысл получать второе высшее образование в вашем вузе?

— Тем, кому оно действительно необходимо. Например, всем, кто закончил педагогический или сельскохозяйственный вуз, а потом переехал в другой регион и не может найти работу по специальности. Или тем, кто открывает свой бизнес. Им мы предлагаем программу второго профессионального образования. А всем, кто, имея высшее образование, работает в гостиничном бизнесе и заинтересован в карьерном росте или в получении дополнительных профессиональных знаний, — программу «Гостиничный менеджмент».

☎ — С какого курса ваши студенты могут получать второе образование и можно ли, учась на одном факультете, получить другую специальность?

— Да, при желании каждый студент уже с первого курса может стать слушателем по любой другой специальности, вдобавок к основной специальности овладеть иностранным языком профессиональной сферы и получить диплом переводчика государственного образца. Наконец, напомню, в РГУТиС есть программа двойных дипломов на основании договоров с зарубежными вузами. Сейчас по ней обучаются около 60 экономистов, которые по окончании вуза получат сразу два диплома. Участие в международных проектах по-прежнему остается одним из наших приоритетов. Сегодня среди наших зарубежных партнеров — Франция, США, Австрия, Греция, Кипр, Великобритания, Венгрия, Нидерланды, Германия, Израиль, Болгария, Китай, а также Вьетнам и другие страны АСЕАН.





Партнеры