«У нас проще самому попасть под пулю, чем открыть огонь»

Российские полицейские комментируют события в американском Фергюсоне

Беспорядки в американском городе Фергюсоне, спровоцированные решением суда присяжных не предъявлять обвинения полицейскому Даррену Уилсону, застрелившему чернокожего Майкла Брауна, не утихают. Сам Уилсон тем временем дал интервью ABC News, в котором объяснил, почему вынужден был выстрелить в тинейджера и что в его поступке не было расовой подоплеки, как об этом думают многие жители Фергюсона. А «МК» решил сравнить — насколько широки полномочия американских и российских полицейских относительно возможности открывать огонь.

Российские полицейские комментируют события в американском Фергюсоне

Глава профсоюза сотрудников полиции Михаил Пашкин, например, считает, что американский полицейский превысил свои полномочия.

— Вполне хватило бы ранения в ногу. Это бы остановило злоумышленника, но не убило бы его. Ранил, скрутил, позвал на помощь. Зачем убивать человека?

Но в Америке иное отношение к чернокожим. Именно из-за своей безнаказанности полицейские там применяют оружие по поводу и без повода.

— Как сегодня обстоят дела в России с правами полицейских на применение табельного оружия?

— У нас полицейские просто боятся применять оружие, даже когда это жизненно необходимо. Проще самому попасть под пулю, чем открыть огонь…

Например, еще 10 лет назад была ситуация в МУРе. Трое сотрудников полиции получили оперативную информацию, что в неком общежитии укрывается опасный преступник. Поехали на задержание. Тот стал сопротивляться, достал нож. Полицейские убивать его не стали, а ранили в ногу. В результате преступник привел 10 свидетелей, которые сказали, что тот, мол, защищался. Полицейские получили реальные сроки.

Недавно сотрудники ДПС преследовали автомобиль, который мчался на скорости 120 км в час. Вели его из Домодедова аж до Варшавского шоссе. Он нарушал ПДД, выезжал на тротуар. Полицейские неоднократно предупреждали, чтобы тот остановился. В результате им ничего не оставалось, как открыть огонь, чтобы остановить автомобиль. Пять раз стреляли по машине, в шестой случайно попали по водителю и убили его. Тот, как позже выяснилось, оказался ранее судимым наркодилером без разрешения на проживание на территории России и прав на автомобиль. С большим трудом, с подключением руководства главка, сотрудники полиции получили по пять лет условно.

Как видите, в Америке и в России существуют крайности. Если там превышают свои полномочия, то у нас боятся применять оружие.

— Вы видите какой-нибудь выход из ситуации?

— Я предлагаю обеспечить всех сотрудников полиции видео- и аудиозаписывающими средствами. Ведь в Америке после этого случая обязали сотрудников полиции носить видеорегистраторы... У нас они пока только у сотрудников ДПС в автомобилях установлены. Около 10 процентов полицейских, кстати, пользуются диктофонами. И, между прочим, было выиграно немало судов благодаря тому, что были предоставлены аудиозаписи, доказывающие правоту сотрудников полиции. Их потом восстанавливали в правах, на работе...

■ ■ ■

Возможность открыть огонь для полицейского в США определяется наличием потенциальной угрозы для него или же для третьего лица. Полицейский, как следствие, НЕ имеет права стрелять в безоружного. Если задержанный не проявляет признаков агрессии, исполняет все инструкции и в руках его нет предметов, которые можно принять за оружие, стрельба запрещена.

Камнем преткновения в данном случае является то, что же именно полицейские могут принять за оружие. Известны случаи убийств людей, при которых было ненастоящее оружие, — например, недавний случай в Кливленде, где был застрелен подросток с пистолетом для страйкбола. А на днях за решетку попал житель Колорадо, пригрозивший копам... бананом!

Широта полномочий американских полицейских вполне объяснима: вторая поправка к Конституции США, принятая еще в 1791 году, гарантирует каждому гражданину право на хранение, ношение и использование оружия в целях самообороны (если человек не попадает в «исключительные» категории вроде психически нездоровых лиц, бывших осужденных, отсидевших более года и т.д.). Таким образом, практически при каждом задержании полицейский сталкивается с реальным риском встретить вооруженное сопротивление — в отличие от тех стран, где свободное ношение оружия запрещено. Того, что оружие есть и у Брауна, испугался и полицейский Даррен Уилсон.

Как заявил Уилсон в интервью ABC News, он сожалеет о гибели Майкла Брауна, однако в сложившихся обстоятельствах считает свои действия правильными и, случись подобное вновь, поступил бы так же — вне зависимости от цвета кожи убитого. Как рассказал полицейский, он находился в своей машине, когда попросил Брауна остановиться (ранее сообщалось, что подросток украл сигареты в магазине, о чем была уведомлена полиция). Вместо того чтобы последовать указаниям копа, Браун подошел к его машине и, когда Уилсон пытался выйти из нее, заблокировал дверь. «Когда я взглянул на него, на меня посыпались удары... — рассказывает полицейский. — Я протянул руку в окно и попытался схватить его». По словам Уилсона, это было непросто: «Я чувствовал, какой огромной силой он обладает... Это был очень массивный, сильный человек». Брауну удалось ударить Уилсона по лицу: «Не знаю, пережил бы я еще один удар», — вспоминает коп. Полицейскому, в свою очередь, удалось вытащить пистолет, и он приказал Брауну отойти от машины. Юноша, однако, отреагировал противоположным образом, попытавшись схватить пистолет Уилсона. Тот попытался выстрелить, но пистолет дважды заклинило. С третьей попытки раздался выстрел, и Браун отошел от машины — Уилсон не уточняет, попала ли пуля в юношу. «Одну руку он сжал в кулак, а второй полез себе за пояс... Первым делом я подумал, что там может быть оружие». Уилсон выстрелил еще несколько раз — как минимум одна пуля попала в цель. По словам полицейского, однако, Браун не поднял руки и продолжал надвигаться на него. Тогда коп произвел серию выстрелов (всего их было 12, сообщает CNN со ссылкой на данные судебного разбирательства). Как отмечает Уилсон, это был первый случай, когда ему пришлось открыть огонь во время службы.

Тем не менее некоторые свидетели продолжают утверждать, что находившийся в машине Уилсон сперва дверью ударил подошедшего к нему Брауна, а затем, когда подросток уже поднял руки, расстрелял его.

Между тем волнения, вызванные решением присяжных по этому делу, все больше разрастаются. Наибольшие беспорядки наблюдаются в самом Фергюсоне: за одну ночь было сожжено более 10 зданий и несколько десятков автомобилей, арестованы уже свыше ста человек. Губернатор штата Миссури Джей Никсон уже распорядился об отправке в округ Сент-Луис дополнительных частей Национальной гвардии. Сейчас бойцы Нацгвардии охраняют полицейский участок Фергюсона и некоторые административные здания — контролем за протестующими и их арестом занимаются местные силы.

Демонстрации продолжаются и в других городах — правда, там они носят менее радикальный характер. В Нью-Йорке тысячи людей вышли на улицы с лозунгами «За решетку копов-убийц» и «Справедливости для Майкла Брауна». Демонстрантов сопровождает полиция: «Пока они не переходят к насильственным действиям, к вандализму, мы позволим им продолжить демонстрации», — отметили в полицейском департаменте Нью-Йорка.

СПРАВКА "МК"

В Фергюсоне с населением в 21 тыс. жителей 67,4% составляют чернокожие, а 29,3% — белые. Но при этом на 50 белых полицейских приходилось всего 3 чернокожих служителя порядка.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру