“ГРАФИНИ ДЕ МОНСОРО” В РОССИИ

Реальная Диана де Монсоро, придворная дама Генриха III, стоила жизни своему мужу и любовнику — и осталась в памяти потомков роковой женщиной. Воскресивший эту историю Александр Дюма стал знаменитым автором авантюрных романов. А вот кем останутся в истории создатели телесериала "Графиня де Монсоро" и чиновники от телевидения, им помогавшие, — пока неизвестно. При том, что достоинства и художественная ценность фильма сомнительны, страсти вокруг него бушевали нешуточные, а деньги потрачены и вовсе баснословные. Сегодня можно сказать лишь одно: история создания и проката сериала выдержана в худших традициях отечественного телебизнеса. Шел 1997 год. Студия "Шанс" заканчивала работу над отечественным 26-серийным фильмом "Графиня де Монсоро" по роману Александра Дюма. Само по себе событие для тех лет застоя в кинопроизводстве — экстраординарное. Продюсер фильма Сергей Жигунов раздавал пафосные интервью: "Это было чистое безумие — решиться стать продюсером двух телевизионных лент: "Королева Марго" и "Графиня де Монсоро". Я снимал, не зная канала, который их покажет. Работал в никуда... За мной с ужасом следили телевизионные руководители, пока не поняли, что меня трудно остановить... Мои последующие проекты были запущены гораздо легче. В результате я сегодня снимаю фильмы на деньги компании "ТВ-Центр" ("Культура", 16.10.97). Несмотря на романтические рассказы бывшего гардемарина, он не снимал картины на свой страх и риск. Еще 14 мая 1995 года, то есть за два года до окончания съемок, ВГТРК в лице ее генерального директора А.Г.Лысенко и студии "Шанс" в лице ее генерального директора С.В.Жигунова заключили договор, согласно которому студия передала ВГТРК, а компания приобрела авторское право на использование трех фильмов, включая право телевизионного показа и иное использование картин, одной из которых была "Графиня де Монсоро". ВГТРК получила исключительное право показа фильмов по каналу РТР и по "Российским университетам" (4-й канал) до 2003 года. На каналах иных телекомпаний ВГТРК и "Шанс" должны были осуществлять показ совместно. Далее процесс создания фильма шел своим чередом, но тут что-то изменилось. А именно: г-н Лысенко из зампредов ВГТРК с правом финансовой подписи стал директором "РТР-телефильма". 17 октября 1996 года совместно с г-ном Жигуновым ими было рождено небезынтересное дополнение к договору. В соответствии с ним компания уступила студии права на весь доход от коммерческой реализации фильмов. "Шанс" обязался за это в качестве компенсации выплатить ВГТРК эквивалент 200 тысяч долларов США, то есть приблизительно по 65 тысяч долларов за сериал. Иными словами, Студия выплатила ВГТРК "отступные" за фактический отказ от коммерческого использования фильмов! (Что, как можно предположить, улучшению финансового положения ВГТРК не способствовало.) Между прочим, речь идет о государственной телекомпании, существующей на деньги налогоплательщиков. Однако главные приключения в истории королевы и графини начались 31 декабря 96-го года, когда был создан телеканал "ТВ-Центр". Его отцом-основателем, фактическим руководителем и одним из членов совета директоров выступал все тот же Анатолий Лысенко. — Я предлагаю руководителям телекомпании те или иные проекты. Иногда уговариваю. Иногда настаиваю. Все они эрудированные, серьезные и здравомыслящие люди, к тому же искренне любящие кино и телевидение, с ними довольно легко найти общий язык. И все же честно признаюсь: сейчас я — обычный чиновник ("Культура", 16.10.97). Это интервью Сергей Жигунов давал в качестве директора "ТВ-Центра" по кинопроизводству. В отношении общего языка Сергей Викторович не преувеличивал: с Лысенко он установил его давно, а то, что к фамилии Лысенко добавились две новые — Вишняк и Архипов, люди несомненно "здравомыслящие" и "понимающие", это делу не мешало. Их всех объединяла любовь к кино. Эта любовь действительно оказалась настолько серьезной, что обошлась каналу более чем дорого. Вышеперечисленные лица очень быстро нашли общую делянку, которую и стали основательно распахивать. 26 мая 1997 года ОАО "ТВ-Центр" в лице генерального директора Вишняка Б.А. и ОАО "Студия "Шанс" в лице генерального директора Жигунова С.В. подписали договор №97/1/131, в котором студия уступила "ТВ-Центру" эксклюзивные права на коммерческое использование телевизионного многосерийного художественного фильма "Графиня де Монсоро" для видеопроката, телевизионного показа на каналах эфирного и спутникового телевидения и т.п. Перед прочтением следующего пункта договора предлагается принять валидол и не нервничать, а также не думать, что здесь ошибка на порядок. "Сумма настоящего Договора составляет 1 миллион 225 тысяч долларов США" (!). Чудная история: дав "отступного" ВГТРК за "Графиню"... 65 тысяч долларов, студия "Шанс" продает ее же "ТВ-Центру" уже за 1 миллион 225 тысяч долларов! При перепродаже эти подержанные прелести возросли в цене почти в 20 раз! "Графиня де Монсоро" пошла по рукам — то есть по каналам, но "ТВ-Центру" она обошлась дороже, чем всем остальным. "ТВ-Центр" в ту пору прославился тем, что взвинчивал закупочные цены на мировых телерынках. История с "Крестным отцом", перехваченным буквально под носом у ОРТ за баснословные деньги, уже вошла в анналы. Или знаменитый "Английский пациент", за который было уплачено 400 тысяч долларов! Но фильм Энтони Мингеллы хотя бы обладатель девяти "Оскаров", в нем заняты Рейф Файнз и Жюльетт Бинош, кроме того "Английский пациент" был куплен в пакете с 20 другими картинами. А унылые 26 серий "Графини", похожие на учебную ленту второкурсников ВГИКа, стоят... 1 миллион 225 тысяч долларов?! Конечно, отечественные производители достойны поддержки, но не до такой же степени! Однако и это еще не все. В июле 97-го генпродюсер "ТВ-Центра" Архипов заключает с "Шансом" соглашение, в соответствии с которым руководство ОАО "ТВ-Центр" передало все права на коммерческое использование этого фильма студии "Шанс" под 50% комиссионных. Похоже, что никто из подписавших данное соглашение не оценивал коммерческие риски более чем странной сделки. В результате ОАО "ТВ-Центр" остался "при своих интересах": заплатив за фильм миллион 225 тысяч долларов, канал не имеет никаких прав на реализацию купленного фильма! В настоящий момент "Графиня" транслируется по каналу ОРТ. Следующий показ может быть осуществлен в соответствии с договорами нескоро, что резко уменьшает коммерческую стоимость картины. Что касается совокупной суммы доходов ОАО "ТВ-Центр" от реализации приобретенных прав за фильмы "Графиня де Монсоро" и "Принцесса на бобах", то она составила 330 тысяч 800 долларов США. И даже этот доход не был получен ОАО "ТВ-Центр", а после уплаты необходимых налогов был зачтен обратно студии "Шанс" в счет реализации следующих проектов. С 97-го до 99-го "ТВ-Центр" принял участие в финансировании шести фильмов и сериалов, производство которых было поручено студии "Шанс" ("Раздетые", "Что сказал покойник", "Все красное", "Кольца всевластия", "Барак", "Под луной") и приобрел у студии "Шанс" права на коммерческое использование трех фильмов ("Принцесса на бобах", "Графиня де Монсоро", "Сердца трех-1 и 2"). Общая сумма затрат составила 7 миллионов 586 тысяч 384 доллара США. Результатом такого "взаимовыгодного" сотрудничества со студией "Шанс" для ОАО "ТВ-Центр" стало обладание правами лишь двух готовых фильмов "Сердца трех-1 и 2" (350 тыс. долларов США), "Королева Марго" (60 тыс. долларов США) и пяти сценариев (150 тыс. долларов США). Но и эти права ОАО "ТВ-Центр" так до сих пор не были реализованы. Студия "Шанс" на производство фильмов получила 5 миллионов 882 тысячи 831 доллар США и на миллион 735 тысяч долларов США продала прав. Коммерческая (не полученная) выгода "проекта" составила 330 тысяч 800 долларов. Такова печальная для "ТВ-Центра" арифметика. Странная всепоглощающая и однобокая любовь к кино два года не отпускала господ-телечиновников Лысенко, Архипова и Вишняка — людей, знающих, между прочим, очень хорошо, что к чему в телебизнесе. Остается только предположить единовременное помутнение разума у всех участников сделки, ибо коммерческий смысл их деяний в период нахождения у руля "ТВ-Центра" находится за пределами понимания экономистов, юристов и т.д. Сейчас вся "славная тройка" отстранена от дел на "ТВ-Центре". Телекомпания переживает кризис, связанный с нехваткой средств и структурной перестройкой. Но это уже другая история, которая вряд ли беспокоит совесть "героев" вчерашних дней, упомянутых в этой публикации.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру