СТОЯНКА ПРЕВРАЩАЕТСЯ ... В ЭЛЕГАНТНЫЙ АВТОМАГАЗИН

13 октября 1999 в 00:00, просмотров: 508

Деньги на бесчисленных бедах сидящих за рулем делают все — от сотрудников ГИБДД до выдающих справки шоферских медкомиссий. Семь лет назад, когда в Кодекс об административных правонарушениях РСФСР внедрилась статья 245, разрешившая выбрасывать водилу из-за баранки по причине его нетрезвого состояния, отсутствия у него документов или номерных знаков, к числу кровососов прибавились и коммерсанты со штрафных стоянок. Наглость бизнесменов сегодня достигла криминального апогея. Отдел внутренних дел "Косино-Ухтомская", например, недавно разыскал не только исчезнувший с коммерческой стоянки автомобиль, но и целую исчезнувшую стоянку. По делу прошла преступная группировка, один из активных членов которой оказался причастен к продаже со стоянки 78 машин! Бандиты действовали по отработанной схеме: находили хозяина штрафного автомобиля, заявляли, что он утилизирован, и за копейки требовали отдать на него документы. А получив их, продавали автомобиль с молотка... Еще до превращения стоянок в автомагазин бизнес заключения машин под стражу оказался весьма выгодным для обеих сторон: и для коммерсантов, и для инспекторов ГАИ-ГИБДД. Первые – сотрудники какого-нибудь ТОО – лихо прикрывались именем вторых: на своих вывесках без всякого стеснения вместо названия частной фирмы писали и продолжают писать "Управление внутренних дел (...) административного округа. Штрафная стоянка". Прочитав такое, слабонервные водилы в дискуссию за свои права здесь почти не вступают... Затраты на содержание штрафных стоянок бизнесменам обходились в копейки — на еду двум собакам и зарплату двум охранникам. И никаких расходов на рекламу типа "Пользуйтесь только нашей стоянкой! У нас самые низкие цены!". До недавних пор стоянкам было предоставлено право устанавливать по согласованию с местной администрацией собственные расценки за хранение автомобиля. И на разных не слишком отдаленных друг от друга "автотюрьмах" плата за охрану могла колебаться от 300 до 600 рублей. Рентабельность такого бизнеса оказалась столь высокой, что количество стоянок, чаще всего — нелегальных, начало стремительно расти. При этом работники стоянки всегда тщательно скрывали, что за первый день принудительной охраны автомобиля плата не взимается, ибо первый, как правило, не бывает полным. Вопреки действующему законодательству, платные стоянки принимали и продолжают принимать автомобили, пострадавшие в ДТП. Для них такой вид бизнеса стал самым модным, поскольку серьезно поврежденный автомобиль можно смело и почти без криминальных последствий разворовать по частям. Выгоду от совместной деятельности с коммерсантами немедленно почуяли и сотрудники ГАИ-ГИБДД. Несмотря на то что практически все автомобили можно пригнать на стоянку своим ходом, инспектора предпочитают вызывать эвакуатор, услуги которого за один рейс составляют примерно 1200—1600 рублей. Ведь, по некоторым данным, "гаишники", по инициативе которых автомобиль эвакуирован на штрафстоянку, получают от бизнесменов до 200 рублей с каждой машины. Видимо, не случайно в новое Наставление о работе ДПС попал пункт 13.13, который обязывал инспекторов ГИБДД отправлять автомобили на штрафстоянку еще по целому ряду причин, как-то: непройденный вовремя техосмотр, вовремя не зарегистрированный в органах ГИБДД автомобиль, разбитая фара или неработающий дворник. Не исключено, что появлению этого печально знаменитого пункта мы обязаны служителям стоянок: ведь только одна причина для задержания транспортного средства, скажем — помятый бампер, могла увеличить доходы платных стоянок процентов этак на 50, и на столько же — инспекторов ГИБДД. Предотвратить массовую экспроприацию миллионов автомобилей удалось уже на третий день после вступления Наставления в законную силу: Коллегия правовой защиты автовладельцев обратилась к теперь уже бывшему премьеру Правительства РФ господину Степашину с требованием немедленно изъять этот противоправный пункт. КПЗ доказала, что он противоречит Правилам дорожного движения и ограничивает права граждан. Ответ последовал незамедлительно: заместитель министра внутренних дел господин Латышев принес автовладельцам свои извинения и сообщил, что в Наставление по техническим причинам просто вкралась досадная ошибка. Она уже исправлена, и пункт 13.13 исполнению не подлежит. Впрочем, никто не говорит, что следует совсем отречься от штрафных стоянок. Они необходимы хотя бы для того, чтобы водителю можно было предоставлять на выбор все возможные варианты: оставить машину на месте задержания — у обочины дороги; припарковать ее у ближайшего пикета ГИБДД, или же, в крайнем случае, отправить на штрафстоянку. Но интерес инспекторов понятен, и два первых варианта они отметают напрочь: "А почему это я должен охранять ваш автомобиль?" Нет, не должен, поскольку водитель не заключал с инспектором договор на охрану. И, если автомобиль исчезнет с обочины дороги, взятки с инспектора гладки. ГИБДД опасаться нечего: свою безответственность она предусмотрела даже в Кодексе. Если по дороге от места задержания до стоянки машину, скажем, поцарапают, оторвут крышу и обчистят багажник, инспектор не получит за это даже по шее. Чтобы освободить себя от материального бремени, в том же 1992 году ГАИ протащила в ст. 245 Кодекса весьма конкретную мысль: "Должностное лицо, задержавшее транспортное средство, несет ответственность за вред, причиненный его владельцу, только в случае неправомерного задержания". А неправомерных задержаний у ГИБДД, как известно, не бывает. Главный вопрос — должны ли стоянки принадлежать коммерсантам, за которых государство, отстранившее водителя от собственности, ответственность не несет? Нет! Ведь даже в пункте 10.11.5 того же Наставления по ДПС сказано, что у лиц, управляющих автомобилем без водительских документов или под мухой, машины "могут быть приняты под охрану в дежурную часть строевого подразделения". То есть на милицейскую стоянку! Причем — бесплатную, ибо органы государственной власти работают для граждан задарма. А между тем именно по причине навязывания под дулом автомата платных услуг по эвакуации и хранению автомобиля сегодня уже 7 процентов машин не возвращается к своим хозяевам только потому, что цена выкупа в какой-то день начинает превышать стоимость самого автомобиля. ГИБДД, несмотря на запрет делегировать коммерсантам свои полномочия, в преступном сговоре с ними лишает своих налогоплательщиков их личной собственности. Сопротивляться беспределу пока еще можно. Приказ МВД №130 от 23 марта 1993 года, издание которого ГИБДД, видимо, прозевало, гласит: транспортное средство не подлежит эвакуации, если причину задержания можно устранить на месте. Это значит, что инспектор обязан дать водителю возможность проспаться, если тот был пьян за рулем, посадить за руль того, у кого есть права или же – устранить неисправность на месте. Однако сотрудники ГИБДД чаще всего выдвигают один и тот же аргумент: "Что ж я тут, до утра должен ждать?" Нет, не до утра. Срок задержания по административным правонарушениям не должен превышать ТРЕХ ЧАСОВ. Именно в течение этого времени сотрудник ГИБДД обязан дать водителю возможность устранить недоразумение. Даже окончание его дежурства не является поводом для сокращения этого срока. В этом случае инспектор должен передать водителя с его проблемой своему коллеге. А посему, если вы не хотите, чтобы ваш автомобиль на штрафстоянке раздели донага или побили, если вы не сын миллиардера и не в состоянии содержать жиреющих коммерсантов, или — того хуже — не планируете вообще лишиться своего авто, боритесь до последней капли крови. И, в частности, помните: если вы управляете чужим автомобилем по доверенности в простой письменной форме, то у хозяина машины есть стопроцентный шанс вернуть через суд свой автомобиль со штрафстоянки бесплатно, ибо он выдал вам доверенность лишь на управление, а не на заключение от его имени договоров с коммерсантами. Учитесь защищать свою собственность хотя бы в порядке репетиции, ведь уже в ближайшее время грядет принятие нового Кодекса РФ об административных правонарушениях, которым, видимо, будет реанимирована некогда похороненная блокировка колес и отправка автомобиля на штрафную платную стоянку еще по целому ряду причин... И если коммерсанты добьются своего, работы им прибавится ровно настолько, насколько убавится денег из наших карманов...



    Партнеры