ОХОТА НА “МИГ”

2 декабря 1999 в 00:00, просмотров: 210

На открывшемся во вторник в Малайзии международном авиасалоне "Лима-99" распространился сенсационный слух: "Боинг" приступил к осуществлению своего давнего желания — прибрать к рукам российские "МиГи". Разумеется, представители американского авиагиганта будут всячески от этого открещиваться. Но — дыма без огня не бывает, к тому же их пристальный интерес к МАПО (именно этот комплекс делает "МиГи") давно известен. Говорят, что примерно год шла активная "разведка", и вот теперь дана "отмашка". По разным версиям, на первый этап глубоко законспирированной операции выделено от 1 до 1,8 млрд. долларов. Почему именно "МиГ" — понятно. Американцы видят в нем основного конкурента на мировом рынке истребителей. "МиГи" уже сегодня приняты на вооружение в сорока странах мира (даже в бундесвере они есть!), и интерес к ним только растет. Конкурентная надежда на то, что МАПО в обстановке общего кризиса российской оборонки развалится само собой, не оправдалась. Показательная иллюстрация: выступлениями "МиГ-29" и "МиГ-31" закрывалась программа недавнего авиасалона в Дубаи, и истребители там всех просто покорили. Понятное дело, американцам эти пируэты были как серпом по венам. А когда они узнали, что МАПО наряду с истребителями в обозримом будущем будет выпускать еще и ближнемагистральный пассажирский самолет нового поколения "Ту-334" (ему прогнозируют большой успех на мировом рынке), то тут они, видимо, и заторопились. Ибо если "брать" МАПО, то только сейчас, иначе конкурент слишком окрепнет. Причем нет никакой необходимости скупать МАПО целиком (а это 17 предприятий и 13 тыс. сотрудников) — достаточно блокирующего пакета акций. Тогда можно и тормозить развитие "МиГов", и вносить структурный хаос, и вдоволь попользоваться технологическими разработками. Пример одного очень крупного моторостроительного завода на Волге (не хочется его называть) показывает, к чему приводит ситуация, когда западного конкурента пускают в дом. Разумеется, от имени "Боинга" никто никаких явных действий в отношении МАПО предпринимать не будет (по крайней мере пока). Да и зачем светиться, когда отработан механизм использования третьих фирм и компаний-прикрытий. Как и принципиальная схема политической "утряски" проблем с оборонными предприятиями. Делается это так: с одной стороны, лоббируют государственные решения по выводу предприятия из числа стратегически важных, а с другой — нагнетается общественное мнение, что производство на предприятии в упадке. В итоге приход иностранного инвестора выглядит чуть ли не благотворительностью. Хотя в действительности — грабеж и ущерб национальным интересам. Самое интересное,Минобороны РФ совершенно неожиданно отказалось включать "МиГи" в планы военных госзакупок. Говорят, что одним из идеологов этого решения выступает начальник вооружения ВС России генерал-полковник Анатолий Ситнов. То есть получается, что государство считает "МиГи" принципиально отжившими свое истребителями. С какой стати, интересно? Одновременно с этим некоторых средних руководителей из МАПО стали активно переманивать на более высокие оклады в другие структуры. И десяток человек действительно ушли. Но закулисные дирижеры этой кампании подают сей факт куда как шире, в стиле "кадры массово бегут из МАПО, а значит, МАПО разваливается". Получается, что слух из Малайзии и московские реалии удивительным образом дополняют друг друга. Но кроме этого они свидетельствуют, что на рынке мировой авиации с нами начинают считаться все больше и больше. Может быть, ситуация с МАПО законспирирована еще глубже и слух о происках "Боинга" — всего лишь часть чьего-то другого плана? Главное в другом: чтобы мы умудрились никому не позволить ставить палки в наши турбины.



    Партнеры