“АКУЛУ“ не пускают В НЕБО

2 декабря 1999 в 00:00, просмотров: 620

Вертолеты огневой поддержки Ка-50 "Черная акула", завсегдатаи всех последних авиасалонов, наконец-таки появились в небе над Чечней и смогут продемонстрировать свои боевые возможности в реальной обстановке. Особой погоды на войне три вертушки, которые перебросили на военную базу в Моздок, конечно, не сделают и всех террористов не угробят. "Таких "акул" нам бы штук триста надо", — говорят сами вертолетчики. Но "акул" в армии — кот наплакал... Разработки вертолета Ка-50 конструкторским бюро им. Н.И.Камова начались еще в 1977 году. Новая машина должна была заткнуть за пояс американский "Апач" (вертолет огневой поддержки АН-64 Apache) и прийти на смену стоявшему на вооружении советской армии вертолету Ми-24. И если по своим тактико-техническим характеристикам "Черная акула" превзошла практически все боевые вертолеты своего класса, то в войска она так и не попала — нельзя же считать 6 машин Ка-50, поставленных в авиацию Сухопутных войск, перевооружением вертолетного парка всей армии. Парадоксальная ситуация: за десять лет войны в Афганистане Ка-50 так и не появились в небе над Гиндукушем. Войну вытянули все те же боевые и десантно-транспортные вертолеты Ми-24 (прозванные в армии за длинный хищный корпус "Крокодилами") и Ми-8. И это при том, что Ка-50 вместе с новым вертолетом огневой поддержки Ми-28 (эта машина КБ Миля первый раз поднялась в небо тоже в ноябре 1982 года) выиграли конкурс на боевой вертолет для армии, по итогам которого обе машины запустили в серийное производство. До последнего времени не было "Черной акулы" и в Чечне, хотя где, как не на войне, можно испытать вертолет в самых экстремальных условиях. Еще одна любопытная деталь: при всей раскрученности на международных рынках вертолета "Камов-50" на сегодняшний день не продано за границу ни одной "Черной акулы" (коммерческое название Ка-50 изначально получил для экспорта). Хотя, как нам сообщили в госкомпании "Росвооружение", сейчас "Черная акула" участвует в двух тендерах в Турции и Южной Корее и, как ожидается, должна победить своих конкурентов. По оценкам отечественных и зарубежных военных специалистов, Ка-50 является не просто хорошей машиной, но и новым направлением в вертолетостроении и тактике армейской авиации. Сегодня зарубежные фирмы, получая заказ на разработку новых боевых вертолетов, сталкиваются с требованием произвести машину не хуже, чем российская "Черная акула". Почему же тогда не покупают сам Ка-50? И почему этих вертолетов нет в достаточном количестве в самой Российской армии? В этой истории есть множество весьма интригующих, почти детективных сюжетов. Начнем с того, что Ка-50 был объявлен технически несовершенным вертолетом: якобы "Черная акула" может разворачиваться в полете лишь в одну сторону и становится легкой добычей для любого средства ПВО. Подобный диагноз — заведомый крест на судьбе боевой машины. Потом, когда вышел на экраны художественный фильм "Черная акула" с Валерием Востротиным в главной роли (замминистра МЧС, Герой Советского Союза, бывший командир 345-го полка ВДВ в Афганистане), где все достоинства вертолета были видны наглядно, появились слухи, что фильм финансировался... американской вертолетной фирмой Сикорского. Такое клеймо для российского вертолета тоже было более чем убийственным. — Подобные слухи о "Черной акуле" появляются с завидной регулярностью, — прокомментировал "несовершенство" вертолета Ка-50 заместитель главного конструктора ОКБ "Камов" Вениамин Касьянников. — Уж чего мы только не узнали нового о своей машине в последнее время! То, что вы слышали, — только цветочки... Кто преднамеренно занижает достоинства Ка-50, Вениамин Алексеевич не сказал, обмолвившись лишь загадочным словом "конкуренты". Впоследствии удалось выяснить, что еще с советских времен в отечественном вертолетостроении существовала совершенно четкая градация: КБ Миля делает вертолеты для Сухопутных войск, а КБ Камова — для Военно-Морского Флота. Нарушить эту схему было практически невозможно: за каждым конструкторским бюро стояли мощные лоббирующие структуры на уровне министерств. Впрочем, это касалось производства не только вертолетов, но и истребителей, штурмовиков, бомбардировщиков. И когда камовцы произвели свою сухопутную "Акулу", ей предстояло прорываться к небу не только через серьезные летные испытания, но и через запутанные бюрократические рогатки. И если небо "Черную акулу" приняло на ура (не случайно Ка-50 каждый раз побеждает в конкурсах на титул лучшего вертолета для Российской армии), то чиновники военного ведомства положили вертолет, образно говоря, под сукно. В итоге сегодня на вооружении армии России в Сухопутных войсках стоят все те же вертолеты Ми-8 и Ми-24, а в ВМФ — Ка-30 и Ка-32. Все осталось на своих местах, а для Ка-50 места не нашлось ни над морем, ни над землей. Рожденный плавать летать не может?.. "Черная акула" задумывалась как боевой вертолет огневой поддержки именно для сухопутчиков. Опыт применения вертолетов во Вьетнаме, а потом и в Афганистане продемонстрировал низкую живучесть вертолетов классической одновинтовой конструкции из-за уязвимости рулевого винта и длинной трансмиссии. У Ка-50, имеющего симметричный соосный несущий винт (два винта, вращающиеся в разные стороны), хвост получился коротким и, что самое главное, не жизненно важным. Помимо этого повысились маневренность, простота в управлении, взлет и посадка при ветре любой силы и направлении. "Акула" способна, подобно крабу, перемещаться боком и назад. Единственный вертолет, который в течение 12 часов может висеть на одном месте, — это Ка-50! Достоинства "Черной акулы" можно перечислять долго, и это не покажется нудным. Ограничимся лишь некоторыми эксклюзивными особенностями, касающимися живучести вертолета и его огневой мощи. Пилот Ка-50 находится в полностью бронированной и экранированной кабине, способной выдержать прямое попадание нескольких 20-мм снарядов. При ударе о землю этот бронекокон деформируется лишь на 10—15 процентов, а особая конструкция шасси и фюзеляжа обеспечивают поглощение аварийных перегрузок при падении машины. Помимо этого Ка-50 имеет практически единственную в мире катапультную систему спасения вертолетчика. Способный эффективно действовать днем и ночью, Ка-50 оснащен мощной 30-мм пушкой, заимствованной в Сухопутных войсках и унифицированной по боеприпасам с БМП-2, прозванной душманами в Афганистане "шайтан-арбой". А основу боевой мощи вертолета составляют сверхзвуковые противотанковые ракеты "Вихрь" с дальностью пуска до 10 километров, прошивающие 900-мм броню и поражающие воздушные цели, движущиеся со скоростью 800 км/ч. И управляет этой супермашиной один человек... При всех положительных качествах у "Черной акулы", естественно, есть и некоторые недоработки. После авиакатастрофы Ка-50 в 98-м году, когда разбился вертолет на одном из подмосковных военных аэродромов, о них заговорили вновь, упоминая о все том же неумении машины разворачиваться в воздухе. Однако данные комиссии так и не были опубликованы, хотя существует версия, что авария произошла не из-за технических неисправностей. Случаются у "Акулы" и банальные поломки, от которых не застрахован ни один летательный аппарат в мире. А если учесть, что финансирование Ка-50 сведено практически к нулю, то доработка вертолета оттягивается на неопределенный срок. Может быть, сегодня о том, что "Черная акула" разработана "морским" КБ, можно было бы и забыть и пустить вертолет в массовое производство, но в действие вступили другие законы — экономические. Денег на изготовление Ка-50 нет, как, впрочем, и на производство новых вертолетов марки "Ми". Все сводится в лучшем случае лишь к ремонту старых вертолетов. А вымотавшая все мыслимые и немыслимые ресурсы вертушка в небе Чечни уже стала скорее нормой, чем исключением из правил. До "Акул" ли теперь, какими бы "сверхсупер" они ни были?.. Тактико-технические характеристики Ка-50: максимальная скорость — 350 км/ч; скорость полета вбок — 80 км/ч; скорость полета назад — 90 км/ч, высота — 4000 м; дальность полета — 450 км. Вооружение: 30-мм пушка с боезапасом 500 снарядов; 12 ПТУРов, сорок 80-мм НУРов.



Партнеры