ГИТАРОЙ ПО МОЗГАМ

4 декабря 1999 в 00:00, просмотров: 642

С легкой руки создателей фильма "Веселые ребята" мы отлично усвоили, что песня: а) строить и б) жить помогает. Однако потенциал песенный этим перечнем отнюдь не исчерпывается. Вот, например, преподаватель экономики Игорь Агапов уверен, что песня еще и прекрасное учебное пособие. Свои убеждения Игорь Геннадьевич подтвердил делом: сочинил цикл песен по "Основам экономических знаний" и использует свое ноу-хау в одной из школ Зеленограда. Входит учитель Агапов в класс с шестистрункой в руке, быстренько отмечает присутствующих, объявляет тему урока — ну, скажем, "Формула расчета прибыли", — и ка-ак запоет! Подобные буйные фантазии корреспондента "МК" Игорь Геннадьевич сразу же опроверг: — Основная часть моих занятий проходит отнюдь не в форме "обучающего концерта". Объяснение нового материала, вопросы — это, как у всех, в прозе. Ну а под конец урока действительно можно взять гитару и подвести "песенный итог" пройденной темы. С музыкально-стихотворной помощью закрепить в ребячьих головах только что услышанные новые термины и законы гораздо легче... Рифмовать строчки Агапов приохотился еще с четырехлетнего возраста. Первую же "учебную арию" Игорь Геннадьевич написал в 1991 году и посвятил... компьютерной игре "Моделирование экономики и менеджмента". Потом взялся за "пение" учебника и сочинил песни-резюме к шести разделам школьного курса "Основы экономических знаний". — Что касается музыки, композитором я быть и не стараюсь. Сочиняю свои новые стихи под какую-нибудь из уже известных мелодий, взятых "напрокат" у Митяева, Розенбаума, Шуфутинского... Так, например, "Гимн рыночной экономике" он исполняет на мотив шлягера Звездинского "Очарована, околдована...": "...Не веселая, не печальная, К нам в Россию недавно пришедшая, Ты и с прибылью, и летальная, Ну а чаще всего — сумасшедшая. Все, что спросится, то предложится По цене, что зовут "равновесная". Помнят все, что Маршаловы ножницы Кейнс считал и стихами, и песнею..." Заключение к теме "Финансирование предпринимательства" Агапов поет на мотив популярной песни из кинофильма "Земля Санникова": "Призрачно все! Где взять деньги для бизнеса? Деньги нужны, как растеньям вода..." Учитель-бард легко "прописывает" в куплетах довольно-таки сложные экономические понятия: кредит, акции, источники финансирования, баланс... "Слово "пассив" заставляет поежиться, В нем долговых обязательств не счесть. Если "пассив" с "капиталом" и сложится — Это "актив", что в наличии есть". — Сложнее всего было уложить в песенный формат тему про кривые спроса и предложения. Эту задачу удалось решить лишь тогда, когда я попробовал в качестве музыкальной основы использовать "Крещатик" Розенбаума: "Расцвели тюльпаны в Киеве зимой, Потому что цены поднялись на воле. Дело, очевидно, братцы, в прибыли самой: При высоких ценах ее стало более..." — Мелодия легко узнаваемая, а текст совсем "из другой оперы" — благодаря своей парадоксальности такие музыкальные фрагменты очень хорошо помогают усваивать материал урока. Срабатывает еще и своеобразный "эффект детонации". Ребята воспринимают мои мини-концерты на уроках как своеобразный вызов — и сами пытаются сочинять "экономические" песни. В нашей школе не редкость, когда некоторые ученики подготавливают, скажем, отчеты о выездных семинарах по экономике в стихах! "Эффект детонации" срабатывает, между прочим, не только с учениками, но и с коллегами-преподавателями. Не так давно учитель химии этой же школы взял да и сочинил поэму с описанием всей таблицы Менделеева!



Партнеры