КАРТОЧНЫЙ ФОКУС

28 января 2000 в 00:00, просмотров: 509

Как известно еще со времен О.Бендера, всегда найдется несколько способов обойти любой наш закон, при этом его не нарушив. Московский метрополитен, идя по стопам великого комбинатора, делает на этом поприще потрясающие успехи. То есть с экономической выгодой для себя ловко надувает горожан и гостей столицы... в полном соответствии с законом РФ о защите прав потребителей и Гражданским кодексом. Как так можно? — спросите вы. А вот как. К нам в редакцию постоянно обращаются москвичи с жалобами на магнитные билеты-карточки для проезда в метро. О том, что зачастую проездных, рассчитанных на десять поездок, реально хватает на девять (на пять — на четыре и т.д.), "МК" писал буквально на днях. Руководство подземки объяснило сие странное явление так: "На самом деле пассажир делает все обозначенные на билете поездки, просто автомат "забывает" сделать на карточке одну распечатку". Также, по данным подземных чиновников, иногда бывают сбои в самих билетах — в 0,01—0,02% (!) случаев. Зная, насколько часто жалуются в "МК" читатели, нам во все это сложно поверить. Яркий пример: в редакцию написала жительница Купавны, которая одновременно с тремя (!) другими гражданами обращалась в кассу на станции метро "Автозаводская" по поводу того, что они купили билеты на пять поездок, а сделали лишь четыре (о чем, кстати, прекрасно помнят). Даже начальник станции сказал пострадавшим, что верит им (они не первые), но при этом посоветовал... купить новую карточку. А вот еще одна подземная напасть. "Я нечасто езжу в метро, — обратился в редакцию малообеспеченный пассажир, — но покупаю билет на десять поездок — так выходит дешевле. Отъездил шесть раз, потом месяц проболел. Захожу в метро — турникет выплевывает мой проездной. В кассе мне объяснили: "кончился срок годности". За что же я тогда платил деньги? Для меня это большая сумма. Вот и сэкономил..." Сейчас Московский метрополитен продает несколько видов магнитных билетов. На 1 поездку (за 4 рубля), на 2 (8 рублей), на 5, 10, 20, 30 (из расчета по 3 рубля за поездку). В "долгоиграющих" билетах стоимость одной поездки дешевле. Разумеется, чем платить по 4 рубля за одну поездку, дешевле купить билет на пять или десять. На стремлении сэкономить и ловит метрополитен незадачливых граждан. В советские времена "проездным билетом" для метрополитена служили пятачки, потом их сменили жетоны. Обмануть пассажира было невозможно ни в том, ни в другом случае — пятачок (равно как и жетон) можно было использовать в любое время. На каких же основаниях сейчас администрация подземки устанавливает "срок годности" на проездные документы? Не нарушается ли закон о защите прав потребителей? Ведь мы авансом оплачиваем услугу, которую впоследствии можем не получить. За разъяснениями корреспондент "МК" обратился к юристам. Юрист Московского общества защиты прав потребителей Жанна Ефимова, как ни странно, не углядела в данной ситуации нарушения закона. — Очевидно, метрополитен делает это в целях защиты от подделок, — предположила она. В Антимонопольном управлении Москвы и Московской области также подтвердили, что никаких нарушений прав потребителей здесь нет. — В данном случае метрополитеном доводится информация об оказываемой услуге в соответствии со ст. 10 закона РФ "О защите прав потребителей". Кроме того, долгосрочный магнитный билет имеет альтернативу — билет на одну поездку. А при обращении пассажиров с неработающими билетами они обмениваются на качественные. Правда, когда только вводились карточки, антимонопольное управление уже привлекало к ответу главу подземки Дмитрия Гаева, но... "Магнитный билет долгосрочного пользования предложен не в качестве исключительной формы оплаты проезда, — разъяснил он, — а в числе других, в том числе разовых. И предоставляет пассажирам право выбора — воспользоваться льготой или купить билет на одну поездку". То есть. Билеты на 5, 10 и т.д. поездок — льготные. На них извещают о сроке действия этой услуги (хотя и очень мелкими буквами). В общем, вы, граждане, обо всем предупреждены. И если уж пользуетесь льготами, будьте готовы к лишениям. Все в соответствии с "требованиями альтернативы", предусмотренными п. 2 ст. 784 ГК РФ. Но тут одна неувязочка. Почему тогда нельготный билет на две поездки действителен в течение трех дней с первого прохода? Кроме того, в той же 784-й статье написано, что "условия перевозки определяются соглашением сторон". И тут у нас к метровским властям несколько вопросов. Кто в данном случае спрашивает согласия пассажира как одной из сторон? Что это за договор — по умолчанию, что ли? Что является свидетельством его заключения без подписи пассажира и печати? То, что пассажир, ознакомившись с условиями, покупает билет? Почему, наконец, метро не возвращает клиентам деньги за неиспользованные поездки, что было бы не только честно, но и логично? Напоследок в поисках справедливости корреспондент "МК" обратился в отдел проездных документов службы сбора доходов метрополитена. — Мы выполняем постановление московского правительства о тарифах на транспорт. Пользуйтесь тем, что есть, — ответили там, — таковы наши технические условия. Ведь все имеет свой предел. Это правда. Предел имеет и терпение москвичей. Никому не известно, сколько пассажиров обманывает метрополитен в день. И сколько денег экономит за их счет. Но если москвичей так легко наколоть, то, может, дело в несовершенстве законов? Это уже конкретный вопрос к московскому правительству, городским и российским законодателям. Если не остановить эти поиски лазеек в законах, бог знает, какие еще относительно честные способы отъема денег у населения придумают умные дяди из подземелья.




Партнеры