ШПАЛЫ НЕ ТОНУТ

Глава МПС Николай Аксененко уверенно глядит в будущее. Эту уверенность ему придает дружба с депутатским корпусом в лице Бориса Березовского и Романа Абрамовича. Правда, при формировании кабинета министров Путина Николай Емельянович позорно выпал из числа вице-премьеров. Однако тут же — говорят, по личной просьбе Бориса Ельцина, — он был введен в состав президиума правительства. Простого министра приравняли к замам премьера. Такое исключение из правил дорогого стоит... И Аксененко отрабатывает свою уверенность в будущем на все сто. За время его руководства МПС приобрело особый статус в иерархии государственных институтов России. С одной стороны, это обычное министерство со всеми его проблемами: недофинансированием и волокитой. А с другой — одно из наиболее прибыльных коммерческих предприятий страны, которое при этом фактически неподконтрольно родному государству и правительству. Два года назад правительство утвердило "Концепцию структурных реформ в железнодорожной отрасли". Согласно этой бумаге все вопросы разделения функций государственного управления и хозяйственной деятельности, а также акционирования железных дорог должны решаться не ранее 2001 года. Однако Николай Емельянович не стал дожидаться отпущенного срока и принялся за реформирование МПС прямо сейчас. Наверняка все видели рекламные ролики, в которых компания студентов или обычная семья восторгаются комфортом отечественных поездов. Ролики эти, по нашим данным, стоили немалых денег. А производителем их выступала компания "Трансрекламсервис", которая размещается в здании МПС и находится на его же балансе. Говоря проще, оплатило ролики бюджетное министерство. Но деньги ничто, имидж — все. Цель рекламной кампании была проста — убедить граждан, что МПС и лично Аксененко (за скобками) днем и ночью только и думают, как бы угодить пассажирам и грузоперевозчикам. Как на самом деле обстоят дела с перевозкой пассажиров и грузов внутри России, сказать сложно. А вот международные перевозки достойны отдельного разговора. Международные грузовые перевозки приносят фантастические доходы. Что особенно приятно, в "живой" валюте. Это обстоятельство и использовал Николай Аксененко для "реформирования" отрасли. Он фактически отделил денежный оборот прибыльных международных перевозок от дотационных внутренних. Все как у Березовского в "Аэрофлоте": мухи отдельно, котлеты отдельно. Деньги на международных перевозках делаются в основном за счет скидок "дружественным" компаниям. До недавнего времени таких компаний у МПС было несколько, но с середины прошлого года МПС возлюбило одну-единственную — "Иристон Сервис". Еще полгода этот "Иристон" ничем особенным не выделялся, а с сентября прошлого года развернул бурную деятельность. Имея богатый уставный капитал в 8400 рублей (около 300 долларов), "Иристон" — по договору с Центром фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) МПС — обязался внести в министерство предоплату в размере... 50 млн. долларов. Взамен ведомство Аксененко любезно предоставило "Иристону" скидки с тарифов: 2,1% — с суммы 1,6 млн. долларов, а с суммы в 47,5 миллиона — 4,3%. Несложно подсчитать, что такая услуга обошлась МПС в 2 млн. долларов. По сути, эти деньги руководство МПС просто подарило "Иристону" за красивые глазки. Обладателем "красивых глазок" является старый друг Николая Аксененко Сергей Тугаринов. Долгое время Тугаринов работал в различных, но неизменно "приближенных" к МПС компаниях, а потом создал и свою собственную. Как мы уже говорили, фишка "Иристону" поперла с сентября прошлого года. Именно в сентябре Сергей Тугаринов пересел из кресла гендиректора "Иристона" в кабинет заместителя генерального директора ЦФТО МПС. Это подразделение занимается тем, что определяет размеры скидок или, наоборот, надбавок к железнодорожным тарифам... Ну, тут уж своя рубашка ближе к телу. Непонятно только, чье это тело — Тугаринова, Аксененко или "сиамских близнецов" Березовского с Абрамовичем.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру