ПОРТРЕТ ПАТРИАРХА

25 февраля 2000 в 00:00, просмотров: 515

Сегодня в Богоявленском соборе в Москве тысячи москвичей и гостей поздравляют Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II с днем ангела. В разное время и разным людям патриарх рассказывал о себе и своем служении. Его собственными словами, как бы ни были они скупы, мы решили набросать портрет первого постсоветского патриарха. 1930-е годы. "...Один из моих предков был генералом — героем Отечественной войны 1812 года, его портрет висит в Эрмитаже. Предки отца почти все были выпускниками училища правоведения в Санкт-Петербурге. Дедушка был судьей, отец также учился в этом учебном заведении, но не успел закончить его из-за революции. Он был вынужден эмигрировать вместе с семьей в Эстонию. Там женился на уроженке Эстонии — Елене Писаревой. Наша семья была дружной. Отец мечтал стать священником, но его мечта исполнилась лишь в 1938 году. Родители никогда не прерывали духовных связей с Россией. Когда я был мальчиком, мы неоднократно посещали древние русские монастыри — Псково-Печерский и Валаамский. Отпускное время проводили в Принаровье или Печерском крае, где проводились дни русской культуры". 1939 г. "Мы жили в пригороде Таллина, родственники переехали к нам, так как шла война. Родители уступили им наш дом, а сами поселились в комнатушке при сарае. В ту ночь мы тоже ночевали там. Две наши собаки крепко спали, хотя энкавэдэшники искали всюду. До сарая они так и не дошли. После этого мы уже не ночевали дома. Конец спокойной жизни пришел с установлением советских военных баз на территории Эстонии. Потом последовала оккупация Эстонии и массовая высылка в Сибирь. Вывозили в основном по ночам — на запасных путях стояли товарные вагоны, в которые загоняли людей. Моя судьба могла бы сложиться совершенно иначе, если бы нас вывезли в Сибирь вместе с десятками тысяч высланных русских и эстонцев". 1941-1945 гг. "Все время фашистской оккупации мы прожили в Эстонии. В конце войны отец работал с советскими заключенными — их немцы свозили из разных областей России. Лагеря были в Балтийском порту, в Коога. Там были тысячи русских. Каждое воскресенье священники таллинских церквей приезжали к ним совершать богослужения. В этих пересыльных лагерях я впервые начал читать "шестопсалмие", помогая отцу. Эстония стала перевалочным пунктом — русских отправляли в Германию. Многие считали, что там их ожидает неминуемая смерть. Поэтому обращение к вере и поддержка священников была им просто необходима. Именно тогда, лицом к лицу, я впервые встретился с человеческим горем и страданием". 10 мая 1990 года. "Я сознаю трудность и подвиг предстоящего мне служения. Жизнь моя, которая от юности была посвящена служению Церкви Христовой, подходит к вечеру, но освященный Собор возлагает на меня подвиг первосвятительского служения. Я приемлю это избрание, но прошу в эти первые минуты высокопреосвященных и преосвященных архипастырей, честной клир и всю боголюбивую паству всероссийскую своими молитвами помогать мне и укреплять меня в предстоящем служении. Много вопросов встает сегодня перед Церковью, перед обществом и перед каждым из нас. И в их решении нужен соборный разум, нужно совместное решение и обсуждение их на соборах. Соборный принцип должен распространяться на епархиальную и на приходскую жизнь — только тогда мы решим те вопросы, которые стоят сегодня перед Церковью и обществом". 23 августа 1991 года. "В дни, которые только что довелось пережить нам, кончился Промыслом Божиим период нашей истории, начатый в 1917 году. В то уже далекое время землю нашу обагрила кровь, началось великое разделение и братоубийственная война, завершившаяся торжеством властителей, которые сами о себе свидетельствовали как о людях и политиках "нового типа". Их новизна была в отвержении всех абсолютных нравственных начал, в забвении духовных истоков и смысла человеческого существования, в уверенности в том, что ни перед Богом, ни перед людьми они никогда не понесут ответственности за свои деяния". Май 1999 года. "Быть может, самый больной вопрос сегодня — нравственное состояние нынешнего епископата и духовенства. Наследие, которое мы получили от большевистских времен, далеко от идеала. Подбором кадров занимался Совет по делам религий, который, по сути, преследовал атеистические цели, стремясь подорвать основы веры. Мы постоянно нуждаемся в пополнении церковных рядов новыми священнослужителями. Они особенно нужны в области социального служения и духовного воспитания подрастающего поколения. Для того чтобы подготовить специалистов для служения в этих областях, необходимо 15—20 лет. Но разве мы можем ждать, когда будут воспитаны необходимые специалисты? Эти насущные проблемы должны решаться сегодня. Утрачен опыт Церкви в области социального служения, накопленный Ею до революции. Мы стремимся возродить церковную жизнь во всем ее многообразии. Основная наша цель — не реставрация храмов или монастырей. Важно помочь людям реставрировать их души. Внести нравственное и духовное оздоровление в наше больное общество".



    Партнеры