СОБАЧЬЯ ПЕРХОТЬ

20 марта 2000 в 00:00, просмотров: 405

Известно: русский человек доверчив и слаб против стаи мародеров-продавцов, так и норовящих его надуть, облапошить и объегорить... По этой причине государственные органы и общественные организации, стоящие на страже прав потребителей, время от времени знакомят общественность с последними достижениями жуликов от торговли. Чтобы знали, откуда ждать очередного удара. — Хорошо, что Закон о защите прав потребителя совершенствуется. Но все равно нельзя сказать, что наш потребитель полностью защищен, — считает председатель правления Московского общества защиты потребителей (МОЗП) Надежда Головкова. Один из самых ходовых сейчас способов облапошивания потребителей — т.н. дистанционные методы продажи, с помощью телевидения или почты. Фирмы, работающие по принципу "товары — почтой", часто используют для отъема денег у населения каталоги вкупе с лотереями и розыгрышами. Но получить такой "приз" можно только после приобретения не менее двух товаров из прилагаемого каталога. И их стоимость — намного выше стоимости приза. Приз, кстати, могут и вообще не дать, а заказанные товары окажутся либо бракованными, либо не теми, которые оплачены. Претензии же не принимаются — в лучшем случае негодное шило заменят на такое же мыло. Больше всех на этом рынке в Москве успели набезобразничать (термин председателя МОЗП) фирмы "Пост-шоп", "Евро-шоп", "Покупки на дом". Юристы МОЗП, а также Общественный совет по рекламе, обнаружили в их деятельности серьезные нарушения. Это ложные данные о местонахождении предприятия-изготовителя, реализация несертифицированного товара, проведение лотерей без лицензии, приписывание товару не существующих у него свойств. История разборок московских властей с "Евро-шопом" — вообще детективный сериал. Лавочку удалось прикрыть только с помощью милицейского штурма. Но глава "Евро-шопа" не унывает: "Мы и рассчитывали на такой срок работы. Теперь откроем новое предприятие, под новым названием..." И ведь откроют. Что касается телеодурачивания масс, то работники обществ защиты потребителей просто плачут над письмами обманутых граждан: "Мы с женой решили приобрести за 99 долларов 99 центов "чудо-швабру". Швабру — палку с тремя привязанными веревками — получили. Хотелось бы узнать, а где чудо?" До сих пор на голубом экране мелькает "чудо-варежка". Хотя давно экспериментально доказано, что это за чудо. Во-первых, ей можно чистить только что-нибудь одно, а не массу самых разных вещей. Во-вторых, проверено: уже после двух чисток машины варежку можно выбрасывать, так как стирать ее нельзя и сушить тоже. Есть еще и телевизионный "чудо-пояс из шерсти особых пород собак". Столичным экспертам даже с помощью лабораторного анализа не удалось определить, из шерсти какого зверя он изготовлен. Если судить по перхоти — похоже на шерсть овцы. Кроме перхоти, в наличии есть грязь и репьи. Чего не скажешь о целебных свойствах... Судебная защита граждан от действия подобных ловушек в принципе возможна. Главное — найти фирму-распространителя. "На контактном телефоне, как правило, сидят ничего не ведающие кормящие матери", — говорит председатель МОЗП. А вообще, по словам госпожи Головковой, потребитель сегодня активен как никогда. Положительные примеры выигранных дел в суде воодушевляют других. Как нужно действовать? Сначала идти к обидчику — продавцу. Грамотные продавцы понимают, что с покупателем лучше не связываться. Поэтому около 90% конфликтов удается решить на месте. Оставшиеся 10% выбирают, где им искать справедливости. Существует три вида защиты прав потребителей: государственная — в лице Министерства по антимонопольной политике, Госсанэпиднадзора, Госстандарта, МВД, государственных торговых инспекций; общественная — в лице организаций типа МОЗП — и судебная. Если идти до конца, успеха можно добиться любым из трех способов. Управление государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителя г. Москвы: 928-26-46. Центр Госсанэпиднадзора в г. Москве: 287-18-83. Московское общество защиты потребителей: 925-43-23.



Партнеры