ЗАБЫВЧИВАЯ СТОЛИЦА

18 апреля 2000 в 00:00, просмотров: 574

Москва в очередной раз забыла отметить собственный праздник: 82 года стукнуло, как ей вернули статус главного города страны. За свое нынешнее столичное звание Белокаменная должна благодарить... немцев и начштаба Высшего военного совета Республики М.Д.Бонч-Бруевича. "Германцы занимают Псков и, вероятно, в ближайшее время утвердятся в Нарве. При такой близости неприятеля считаю необходимым доложить, что правительству надлежит теперь же уехать из Петрограда, например в Москву..." Эта докладная записка, написанная Бонч-Бруевичем 4 марта 1918 года, оказалась той последней каплей, которая окончательно решила вопрос с эвакуацией большевистских лидеров в Белокаменную. Уже через неделю все "первые люди" Советского государства тремя спецэшелонами перебрались из Питера на берега Москвы-реки. (В архивах сохранился список членов правительства, отправившихся в новую-старую столицу. Под №1, естественно, значится Ильич — с женой, сестрой и 20 пудами багажа. Под скромным №23 — Сталин И.В. — без членов семьи и с 10 пудами личного имущества.) О столь знаменательном для Первопрестольной событии напоминают сейчас только металлические буквы на внутренней стене Ленинградского вокзала: "11 марта 1918 г. на этот вокзал в связи с переездом Советского правительства в Москву прибыл Владимир Ильич Ленин". Однако есть и еще один памятник возвращению столицы в Белокаменную: большой красивый паровоз серии С. Именно такой локомотив привел мартовским вечером 18-го года литерный поезд с Ильичом в Москву. Паровозы серии С — "эски" — исчезли с наших железных дорог еще лет 40 назад. Каким-то чудом энтузиастам-поисковикам удалось в 1978 году обнаружить последнюю уцелевшую "эску". Причем нашли ее не в какой-нибудь глухомани, а среди московских кварталов — на территории завода железобетонных изделий неподалеку от станции метро "Октябрьское поле", где старый паровик использовался в качестве котельной. Пять лет длилась эпопея со спасением и реставрацией "колесного раритета". Специальным приказом министра путей сообщения паровозу присвоили обозначение С-245 — то же, какое было у "эски", прикатившей "ленинский" поезд в Москву весной 1918-го. С благословения самых высоких партийных инстанций подготовили проект стеклянного павильона, в котором предполагалось разместить мемориальный паровоз. Его хотели поставить на свободном участке территории между пассажирскими платформами Ярославского и Ленинградского вокзалов. Однако дальше проектов дело не сдвинулось. Бездомная "эска" несколько лет ютилась в депо Ховрино, в Щербинке... Наконец, в мае 1997 года редкостный паровоз совершил нелегкое для его почтенного возраста путешествие в Петербург, где получил постоянную прописку в Музее железнодорожного транспорта. Так потеряла Москва интереснейший памятник, напоминающий о превращении ее в столицу.



Партнеры