БОГИНЯ НА ПРОТЕЗАХ

2 июня 2000 в 00:00, просмотров: 807

На прошлой неделе незаметно прошел столетний юбилей крейсера "Аврора". Этому кораблю повезло. Он оказался в нужный момент в нужном месте, громыхнул одним-единственным холостым зарядом из орудия — и прославился на весь мир. Он уцелел в войну под фашистскими бомбами и был поставлен на вечную стоянку в центре Ленинграда... Но самым первым подарком судьбы трехтрубному красавцу крейсеру оказалось название: ибо вместо звучного имени "Аврора" корабль вполне мог получить неказистое, на взгляд среднестатистического россиянина, название — "Полкан"! Еще со времен Петра Великого повелась традиция, согласно которой право давать имя каждому крупному кораблю принадлежало исключительно императору. За несколько дней до торжественной церемонии закладки нового бронепалубного крейсера молодому государю Николаю II представили список из 11 наименований: "Наяда", "Психея", "Юнона", "Богатырь", "Нептун"... и даже "Полкан". "Собачье"-то имя на самом деле принадлежит одному из героев русских былин. Вот было бы забавно, если бы царь Николай выбрал именно это название! Пришлось бы тогда писать в газетных заголовках: "Полкан" — символ революции!", "Исторический выстрел "Полкана"... ...Однако Его Величество остановил свой выбор на имени богини утренней зари Авроры. Привередница-фортуна по-настоящему продемонстрировала свое благорасположение к "Авроре" во время жесточайшего Цусимского сражения. Японский флот тогда в прах разгромил русскую эскадру: от наших 30 боевых кораблей осталось всего 7. И одним из уцелевших в этой "мясорубке" оказался как раз бронепалубный крейсер 1-го ранга "Аврора"... Вплоть до начала 30-х годов "Аврора" немало покружила по морям-океанам. В 1905-м добралась аж до берегов Японии, позже не раз бороздила Атлантический океан, Средиземное море, салютовала на рейде Сиамского залива в честь коронации короля Таиланда... Дотошливые историки подсчитали, что за первые тридцать лет своей жизни крейсер-трудяга "намотал" в дальних походах около 200 тысяч километров (этого как раз хватило бы, чтобы пять раз обогнуть наш шарик по экватору). Осенью 1933 года состоялось последнее самостоятельное плавание "Авроры" — на судостроительный завод, откуда она вышла хоть и подновленная снаружи, но, увы, уже "безногая": старые паровые котлы отслужили свой срок, а новые поставить не удалось — из-за угрожающей международной обстановки заводу нужно было срочно заниматься постройкой современных боевых кораблей. Чтобы надежно защитить "богиню" от проникновения забортной воды, ее обветшавший корпус решили укрепить и загерметизировать весьма простым способом: его забетонировали, одев изнутри в сплошную каменную рубашку почти 10-сантиметровой толщины. В начале 80-х годов обследовавшие "Аврору" специалисты дали мрачный прогноз: подводная часть корпуса под слоем бетона активно разрушается — нужно принимать срочные меры. На стапеле Ленинградского судостроительного завода им. Жданова, куда отбуксировали корабль (символично: старый крейсер тащили по Неве кормой вперед — ну прямо как покойника на кладбище!), "Авроре" отрезали всю нижнюю часть на метр выше ватерлинии. Взамен ее был изготовлен "протез" — точно воспроизводящая прежние формы "капсула", сваренная из толстенной стали высшего качества. Этот новодел, по уверениям авторов проекта, обеспечит кораблю плавучесть по крайней мере на ближайшие 300 лет. Надводную часть крейсера сохранили в целости и, разделив на четыре секции аккуратнейшим образом, соединили с капсулой, воссоздав внешний вид корпуса. Правда, уникальную обшивку из тиковых досок и медных листов, которыми было покрыто днище той, старой "Авроры", восстанавливать не стали. Да и винты у нынешнего "крейсера №1" тоже отсутствуют: на эти "конструктивные нюансы" просто не было времени. В нынешние "капиталистические" времена "Аврора" постепенно растеряла свои прежние революционные "навороты". Полтора года назад на крейсере даже освятили корабельную церковь. А не так давно из Англии поступило предложение отбуксировать этот бронепалубный крейсер на несколько месяцев в Лондон для показа жителям туманного Альбиона. Британцы сулили весьма выгодные перспективы, но им все-таки дали отказ: не стали рисковать "плавучей реликвией". (Хотя, по заверениям специалистов, обновленной "Авроре" сейчас вполне по силам столь дальнее путешествие.) Зато, говорят, у некоторых новых русских вошло в моду устраивать на историческом крейсере презентации и банкеты... Уже 13 лет прошло после капитального ремонта "крейсера №1", и все эти годы не утихают разговоры о том, что же теперь красуется на вечной стоянке посреди Петербурга: заслуженный боевой корабль или его макет? Аргументы "за" столь же убедительны, как и аргументы "против". Однако спорить-то фактически не о чем. Другой "Авроры" у нас попросту нет.



Партнеры