И БАХ С НАМИ!

24 июня 2000 в 00:00, просмотров: 564

Такого Баха мы еще не слышали. Да и был ли это Бах? Даже сам Иоганн Себастьян, чей компьютерный портрет нависал над залом, делал удивленные глаза, выворачивая их от круглых до квадратных. В нескольких шагах от академических консерваторских стен, в Англиканской церкви Св. Андрея разыгрались "Страсти по Матфею-2000". По своей эффектности, новизне и оригинальности эти новые "Страсти" далеко задвинули всех, кто причисляет себя к авангардной и концептуальной элите. Что это такое? Это группа "Opus Posth" под управлением Татьяны Гринденко и ансамбль древнерусской духовной музыки "Сирин" Андрея Котова, капелла Музея "Московский Кремль" Геннадия Дмитряка, детская хоровая капелла Марии Струве и Ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского. В "Страстях-2000" есть все, чтобы потрясти до основания консервативный взгляд на Баха, и многое из того, что входит в понятие современная музыка, поэзия, танец, дизайн. Это экран, на котором возникают смешные тексты, звучащие под знакомые мелодии, вроде траурного марша Шопена или "В лесу родилась елочка". А все хором, такое незатейливое караоке — "Долго мы ждали прихода Христа", — подпевают. Это танцевальные композиции современных танцевальных трупп ("Провинциальные танцы" и "ПОВ. С. ТАНЦЫ"), неожиданно входящие в музыкальное пространство. Или вдруг возникающий из телевизионного монитора "завернутый" облик концептуалиста Д.А.Пригова. Но кроме стихотворных всхлипов Пригова есть и настоящие поэтические откровения — Геннадия Айги, Ольги Седаковой. А еще неожиданные для Баха инструменты — гитара Дмитрия Чеглакова, аккордеон Эвелины Петровой. А еще, конечно, музыка. Она написана разными композиторами, которые на баховскую музыкальную идею наращивают свое музыкальное "мясо". При этом счастливо избегая двух опасностей, всегда подстерегающих в подобных проектах, — подобострастия и пародии. Отдельные фрагменты коллективных "Страстей по Матфею" звучат красиво, поражая своей искренностью и чистотой. Таким откровением стал финал первого отделения, когда зазвучала ария со считалочкой на стихи Ольги Рожанской. Вообще все первое — это неожиданность и восторг. Чего не скажешь о втором, когда действо драматургически и музыкально зависает, никуда не развиваясь. А те концептуальные штучки, которые еще совсем недавно принимались с энтузиазмом, при повторах теряли свою привлекательность. Но общее впечатление от "Страстей по Матфею-2000" остается высоким. Думается, если бы их слышал сам Бах, он оценил бы и идею "Страстей", и то, как красиво они были разыграны. На этом путешествие в мир Баха не заканчивается. Фестиваль "Год памяти Баха" продолжится в следующем сезоне. Организаторы: Московская государственная консерватория им. Чайковского, посольство Германии в Москве, Немецкий культурный центр им. Гете готовят не менее яркие музыкальные проекты, где предстанет Бах, — не новый и не старый, а вечный.





Партнеры