ХУДОЖНИК В МЕДВЕЖЬЕЙ ШКУРЕ

Помните сказку о трех медведях? Как девочка Маша, забравшись в медвежью берлогу, ела, пила и спала на медвежьих кроватях? Похожий подвиг в реальности совершили канадская художница Морин Эннз и ее напарник Чарльз Рассел. Более пяти лет Морин жила вместе с медведями на южной оконечности Камчатского полуострова. А результатом ее исследований стала необычная выставка "Глазами медведя", открывшаяся в Московском центре искусств. Медведь — не единственный объект исследования Морин. Еще несколько лет назад предметом изучения художницы были дикие собаки, верблюды и африканские слоны — все редкие и исчезающие с лица земли животные. Последними стали медведи. В 1996 году вооруженные гипсом, гуашью, масляными красками, карандашами, углем, фотоаппаратом и видеокамерой Морин и Чарльз отправились в тундру, на озеро Камбальное. Несмотря на свою любовь к дикой природе, Морин в течение долгого времени не могла преодолеть панический ужас перед медведями. Справиться со страхом художнице помогла... ее собственная лошадь, которая очень дружелюбно реагировала на поведение диких зверей. — Любопытство медведей люди зачастую принимают за агрессию. Мне понадобилось много времени, чтобы распознать это, — рассказывает Морин. Экспозиция разделена на несколько частей, а представленные работы выполнены в разной технике. Например, "Антропоморфизм" ("человекоподобие") — это подборка десяти фотографий медведей в разных эмоциональных состояниях: "Любовь" — два целующихся медведя, "Размышление" — задумчиво лежащий медведь, "Забота" — медведица обнимает медвежонка... Морин убеждена, что медведь способен не только чувствовать, но и разговаривать — в доказательство этому она записала звуки, издаваемые ими. Этот раздел своей выставки канадская художница назвала "В берлоге: если бы медведи могли петь". Послушать "болтовню" мишек удалось через наушники, в которых раздавались весьма забавные звуки: фырканье, скрежет медвежьих зубов при соприкосновении с травой, рычанье косолапых, плескающихся в реке. А вот "Медведь в поисках красоты". На цветных отпечатках — медведь, смотрящий на вулкан, пьющий воду из кристально чистого озера, и огромные следы бурых медведей. Кстати, чтобы снять отчетливые отпечатки лап хищников, художнице пришлось немало попотеть. В течение нескольких дней на место медвежьей тропы Морин носила ведра грязи и выжидала, когда пройдет медведь. А потом с помощью гипса увековечивала след косолапого и фотографировала его. Работая над разделом "Другое измерение", канадка сильно рисковала. Художница забиралась в ямы, вырытые медведями в тундре, и рисовала. Ей хотелось изобразить на своих картинах мир таким, каким его видят медведи из своих убежищ, то есть взглянуть на природу "глазами медведя". Надо сказать, что это ей вполне удалось.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру