Помните сказку о трех медведях? Как девочка Маша, забравшись в медвежью берлогу, ела, пила и спала на медвежьих кроватях? Похожий подвиг в реальности совершили канадская художница Морин Эннз и ее напарник Чарльз Рассел. Более пяти лет Морин жила вместе с медведями на южной оконечности Камчатского полуострова. А результатом ее исследований стала необычная выставка "Глазами медведя", открывшаяся в Московском центре искусств. Медведь — не единственный объект исследования Морин. Еще несколько лет назад предметом изучения художницы были дикие собаки, верблюды и африканские слоны — все редкие и исчезающие с лица земли животные. Последними стали медведи. В 1996 году вооруженные гипсом, гуашью, масляными красками, карандашами, углем, фотоаппаратом и видеокамерой Морин и Чарльз отправились в тундру, на озеро Камбальное. Несмотря на свою любовь к дикой природе, Морин в течение долгого времени не могла преодолеть панический ужас перед медведями. Справиться со страхом художнице помогла... ее собственная лошадь, которая очень дружелюбно реагировала на поведение диких зверей. — Любопытство медведей люди зачастую принимают за агрессию. Мне понадобилось много времени, чтобы распознать это, — рассказывает Морин. Экспозиция разделена на несколько частей, а представленные работы выполнены в разной технике. Например, "Антропоморфизм" ("человекоподобие") — это подборка десяти фотографий медведей в разных эмоциональных состояниях: "Любовь" — два целующихся медведя, "Размышление" — задумчиво лежащий медведь, "Забота" — медведица обнимает медвежонка... Морин убеждена, что медведь способен не только чувствовать, но и разговаривать — в доказательство этому она записала звуки, издаваемые ими. Этот раздел своей выставки канадская художница назвала "В берлоге: если бы медведи могли петь". Послушать "болтовню" мишек удалось через наушники, в которых раздавались весьма забавные звуки: фырканье, скрежет медвежьих зубов при соприкосновении с травой, рычанье косолапых, плескающихся в реке. А вот "Медведь в поисках красоты". На цветных отпечатках — медведь, смотрящий на вулкан, пьющий воду из кристально чистого озера, и огромные следы бурых медведей. Кстати, чтобы снять отчетливые отпечатки лап хищников, художнице пришлось немало попотеть. В течение нескольких дней на место медвежьей тропы Морин носила ведра грязи и выжидала, когда пройдет медведь. А потом с помощью гипса увековечивала след косолапого и фотографировала его. Работая над разделом "Другое измерение", канадка сильно рисковала. Художница забиралась в ямы, вырытые медведями в тундре, и рисовала. Ей хотелось изобразить на своих картинах мир таким, каким его видят медведи из своих убежищ, то есть взглянуть на природу "глазами медведя". Надо сказать, что это ей вполне удалось.