Как не идти в армию

      Два раза в год у районных военкоматов начинается сезонная головная боль. Причина стара как мир — очередной призыв в армию. Чтобы поднять престиж армии и привлечь юношей на военную службу, военкомы придумывают всевозможные уловки. Вчера, например, в Отдельной дивизии особого назначения внутренних войск (бывшая дивизия им. Дзержинского) проводился показательный “День призывника”.

     Возможность своими руками “пощупать армию”, посидеть за штурвалом БМП или повертеть в руках спецназовский пистолет с глушителем привлекает сотни парней. Но все же основную бурю эмоций вызывают показательные выступления бойцов отряда специального назначения “Витязь”. Разукрашенные в боевой окрас спецназовцы эффектно разбивают ударом ноги стоящие на голове сослуживцев банки с водой, перекатываются под идущий БТР, направо и налево раскидывают “противника”.

     Подобные экскурсии дают свои результаты. За последние три года количество уклонистов в городе Реутове, на окраине которого расположен ОДОН, снизилось в пять раз. И сейчас здесь на военную службу удается привлечь почти сто процентов призывников.

    

     На улице осень, а значит — в самом разгаре очередная призывная кампания. По традиции “МК” организовал для читателей “горячую линию” с военным комиссаром Москвы генерал-лейтенантом Михаилом Сорокиным — человеком, наиболее сведущим во всем, что касается призыва. Такой телефонный “ликбез” наша газета проводит каждый год, но количество звонков не убавляется. Каждый год мамы и бабушки новобранцев атакуют военкома с одними и теми же вопросами — в основном спрашивают, берут ли в армию с той или иной болезнью, и о том, забирают ли сыновей у матерей-одиночек. Нередко, кроме как по нашей “горячей линии”, призывники и их родители нигде не могут получить компетентные ответы на свои “глупые” вопросы.

     “Знаете, до вас просто невозможно дозвониться! Я целый час набирала”, — услышали мы в трубке обиженный голос очередной мамы призывника, когда время, отведенное на “горячую линию”, уже подходило к концу. Этой маме повезло. Она все-таки “прорвалась”.

    

     Болячки

     % — Мой племянник болен гепатитом. Берут в армию таких?

     — Нет. Но нужно, чтобы все было подтверждено медиками.

     — Но при гепатите в любой форме не призывают?

     — Нет, конечно. Человек считается временно негодным к военной службе в течение 6 месяцев после окончания лечения.

     %— Моему сыну 19 лет. Он инвалид 2-й группы, у него киста мозга. Сейчас он учится на заочном отделении и собирается идти работать. Он решил отказаться от группы...

     — По закону мы будем обязаны его призвать, если снимут группу.

     — Но заболевание-то у него останется! Мы так живем: не бегай, не прыгай, отойди в сторону. А если в армии его ударят?

     — Принесите на призывную комиссию документы, подтверждающие наличие заболевания. Ваш сын может быть освобожден от военной службы.

     %— Сыну 18 лет. Он инвалид с детства — цирроз печени. Два раза лежал на операционном столе, ему делали биопсию печени. А сейчас из военкомата опять посылают на обследование в гражданскую больницу.

     — Раз направили, значит, надо ложиться в гражданскую больницу.

     — Что же, ему третий раз будут биопсию делать?!

     — Не обязательно. Если последнее обследование проводилось недавно, нужно представить его результаты.

     %— У сына в 8 месяцев был ожог. Теперь у него одна стопа меньше другой, и мизинец один недорос. В военкомате сначала говорили, нужно пройти военного хирурга, а потом сказали, что его заберут в армию.

     — Подойдите ко мне на прием со своими медицинскими документами.

     %— Сына клали в больницу. У него вес 48 кг при росте 177 см. До какой границы по весу его могут не взять в армию?

     — Сейчас я не могу назвать вам точную цифру. Нужно обратиться в военкомат. Но с таким пониженным весом его не возьмут. Вам нужно набирать вес.

     %— Мой сын должен призываться весной будущего года. Он очень хочет служить в армии. Я узнала, что он уже был в военкомате, его зарегистрировали, но он утаил, что у него склонность к эпилептическим припадкам...

     — Это заболевание скрывать нельзя. Нужно обязательно проинформировать врачей призывной комиссии, предоставить им соответствующие документы.

     %— У меня ребенок–призывник. У него искривление позвоночника, близорукость и нервный тик — моргает глазами. В военкомате ему сказали, что он к службе годен.

     — Если вы не согласны с решением призывной комиссии района, приходите ко мне на прием, мы направим вас на городскую медицинскую комиссию.

     %— У сына клиновидная деформация позвонков, сколиоз грудного отдела 1-й степени. Его призовут?

     — Если заболевание не несет функциональных изменений в организме, могут призвать. С каждым случаем медкомиссия разбирается.

     %— Шестакова Людмила Николаевна. Мой сын призывного возраста, его поставили на учет и написали: “ограниченно годен”. Как это понимать?

     — Это значит, что гражданин освобождается от призыва и передается в запас.

    

     Отягчающие семейные обстоятельства

     %— Внук живет с отцом, бабушкой и дедушкой. Отец — инвалид 2-й группы, лежит в больнице по 3—4 раза в год. Хоть какую-то льготу его сын может иметь?

     — А где его жена?

     — Они разведены.

     — Тогда ваш сын имеет право на отсрочку.

     %— Я инвалид 1-й группы, мне 78 лет, живу с внуком, он в январе защищает диплом. Его призовут в армию?

     — У вас оформлено опекунство?

     — Пока нет.

     — Лучше, чтобы он оформил опеку.

     %— У меня двое сыновей-близнецов. Им пока по 15 лет. Один — инвалид. Подлежит ли второй отправке в армию?

     — Да.

     — А раньше ведь близнецов не разлучали...

     — Не было такого. И раньше призывали. Единственное, в чем мы можем пойти вам навстречу, — отправить его служить недалеко, в Москву или Подмосковье.

     %— Меня зовут Татьяна Михайловна, я вдова, воспитываю мальчика одна, сейчас ему 16 лет, он учится в техникуме. Могу ли я не отдавать его в армию?

     — Нет, не имеете права. Вы молодая мама, не инвалид, не пенсионерка, не больны. Единственная льгота — мы можем отправить его служить недалеко от дома.

     %— Я инвалид 2-й группы. У меня двое детей, я их воспитываю одна. Сыну — 18 лет, дочери — 16. Заберут ли моего сына в армию?

     — Ваш сын имеет право на отсрочку до того времени, когда вашей дочери исполнится 18 лет.

     %— Меня зовут Ирина Александровна. Моя дочь — офицер, служит в войсковой части, ее муж в июне заканчивает институт с военной кафедрой. Его после института могут оставить в Москве служить вместе с женой?

     — Если он хочет служить вместе с женой в одной части, ему сейчас надо беспокоиться, идти на прием в Главное управление кадров, к главному комиссару округа. Но его не обязательно заберут служить.

    

     Самая престижная кафедра

     %— Я подполковник запаса. Мое чадо заканчивает Станкин с военной кафедрой. Их всех будут призывать?

     — Этот вуз для нас самый дефицитный, все ребята будут призваны.

     — По специальности?

     — Да, только по своей специальности, которую они приобрели за время учебы на военной кафедре.

     — Но они же только теоретики, их же учить надо!

     — Конечно. Научим.

     %— Моему сыну 19 лет, он учится в институте с военной кафедрой. Надо ли заключать договор?

     — Это не договор, а контракт с Министерством обороны о том, что он сознательно идет на военную кафедру учиться военному делу. Он будет офицером запаса, и после окончания учебы должен быть в готовности 24 месяца. Это не говорит о том, что он будет служить, но он должен быть в готовности.

     — Если у него аллергия, его все равно могут забрать в армию?

     — У меня тоже была аллергия, и ничего — за 35 лет службы в армии излечил и аллергию.

     %— Мой сын заканчивает автодорожный институт с военной кафедрой, получает офицерское звание. Его будут призывать, офицеры сейчас нужны армии?

     — Офицеры, конечно, нужны. Но мы не всех призываем.

     — А рядовым его могут призвать?

     — Нет, он офицером будет призван, лейтенантом.

     — А род войск он сам может выбирать?

     — Не может. Будет служить по той военно-учетной специальности, которой он учился.

     — А среди офицерского состава неуставные отношения есть? То, что пишут в прессе, рассказывают родственники пришедших из армии, — это же ужас!

     — На тему неуставных отношений между офицерами давайте мы вообще не будем говорить. Я думаю, здесь больше нагнетания обстановки.

    

     Призрак Чечни

     %— Мой муж служит уже полтора года. Недавно его перевели в Тулу, в другую часть, и в конце октября отправляют в Чечню...

     — Он солдат?

     — Да, солдат срочной службы.

     — Ну что ж делать? Все это в рамках закона. Он человек подготовленный.

     %— Мой сын уже служит в армии. В учебке он служил в Волжске, потом их отправили в Муром, в/ч 55642, отдельный инженерный саперный батальон. С апреля он находится в Чечне. Уже больше трех месяцев от него нет писем, хотя до этого он по два письма в месяц отправлял. Я звонила в Министерство обороны на “горячую линию”, мне сказали, что среди убитых, пропавших без вести и раненых его нет. Где мне его искать?

     — Я направлю телеграмму командиру дивизии.

     %— Я одинокая пенсионерка. Моему сыну 38 лет, он офицер запаса танковых войск. Могут ли его забрать в армию?

     — 38 лет? Конечно, нет. У нас хватает молодых офицеров.

     — Но нам позвонили из военкомата и велели прийти, чтобы получить какое-то мобилизационное предписание.

     — Это плановая работа военных комиссариатов по всей Москве. Ваши опасения напрасны. Пусть он явится в военкомат, там просто уточнят его данные.

     — Мне 63 года, других детей нет. Это служит основанием для того, чтобы его не призывали?

     — Никуда его не призовут. Это всего лишь уточнение документов.

     — Я почему волнуюсь: он офицер запаса танковых войск.

     — Это дефицитная для нас специальность, но никто его не заберет, успокойтесь.

    

     Умники

     %— Меня зовут Дмитрий. Я закончил институт и снова поступил на дневное отделение, хочу получить второе высшее образование. Я имею право на отсрочку?

     — Если у вас уже было две отсрочки, то нет.

     — У меня была одна отсрочка.

     — Тогда да.

     %— Моему сыну 23 года. Он окончил педагогический институт, сейчас работает в школе. Имеет ли он право на отсрочку?

     — Он работает в городской школе?

     — Да, он ведет физкультуру, кружки, загружен полностью.

     — У него нет права на отсрочку. Но он может быть призван только с 1 мая по 30 июня.

     — А если он по убеждению не хочет брать в руки оружие?

     — Мы прислушиваемся к таким пожеланиям. У нас есть войска, где не берут в руки оружие. Железнодорожные войска, например, подразделения МЧС.

     %— Имею ли я право на отсрочку, если работаю на таможне и учусь в Таможенной академии на заочном отделении?

     — Да, имеете.

    

     Судимые и умершие

     %— Мы переехали из Белоруссии в Москву на ПМЖ. У нас белорусский паспорт и белорусское гражданство. Нашего ребенка заберут в армию?

     — Мы его не возьмем, пока он не примет российское гражданство.

     — А если не примет до 27 лет, он вообще не будет служить?

     — В Российской Армии не будет. Но он обязан служить в Вооруженных силах Республики Беларусь.

     %— Моему сыну 23 года. Он шесть лет отработал по контракту в милиции. Ему говорят, что если он сейчас уйдет из милиции, его заберут в армию. Правда ли это?

     — Да, если он не достиг 27-летнего возраста, мы его призовем. Служба в милиции не является воинской службой.

     — Зачем же тогда людей обманывать? Человек столько отработал, уж лучше бы он сразу пошел в армию!

     — Когда ваш сын поступал работать в милицию, ему должны были это объяснить.

     — Я сама лично была с ним. Ему сказали, что если он отработает пять лет, то его в армию не заберут.

     — Ваш сын подлежит призыву.

     %— У меня сын весной будет призываться в армию. Есть ли сейчас альтернативная служба? Есть ли у него право выбора, где служить?

     — В соответствии с Конституцией право выбора у него есть. Но на практике альтернативной службы не существует. Поэтому у меня как у военного комиссара выбора нет — я могу только призвать.

     %— Я слышала, что существует альтернативная служба в пожарной части. Там подписывают контракт на пять лет. Так ли это?

     — Служба в пожарных частях не дает освобождения от воинской службы.

     %— Мой сын закончил училище и работает на заводе имени Хруничева электромонтером. Я слышала, что завод дает своим работникам отсрочку.

     — Все зависит от специальности. Предприятие должно дать справку, а военкомат разберется.

     %— Мой племянник вернулся из заключения. Отсидел 3,5 года. Подлежит он призыву?

     — Это было тяжкое преступление?

     — Нет. Азербайджанец вовлек 15-летних в угон машин.

     — Если судимость не снята, мы его не призовем. А если судимость снимется, тогда призовем.

     — Чтобы он перестрелял хороших ребят, да?

     — Нет, мы ему оружия не дадим. Мы таких отправляем не туда, куда большинство ребят.

     %— Мой сын с 6 лет страдал диабетом. В 97-м году он получил инвалидность, но его без конца вызывали в военкомат. 14 мая он умер. И все равно у меня три повестки. И милиционера ко мне присылали...

     — Это какой военкомат?

     — Перовский. Я ходила к врачу, мне говорили: “Вы притворяетесь”, всякую гадость говорили. Неужели у них нет данных, жив человек или нет?!

     — Я прошу прощения за такую некорректность. Я разберусь. Извините, пожалуйста.

    

     “МК” связался с Комитетом солдатских матерей, где нам сообщили, что существует “градация” новобранцев по росту и весу.

     При росте в 170 см минимальный вес призывника должен составлять 53,4 кг. При росте 175 см — 55,8 кг. При росте 177 см — 57,9 кг. При росте 180 см — 59,9 кг. Если новобранец не дотягивает до этих килограммов, ему дадут отсрочку от призыва по состоянию здоровья на 6 месяцев.

     Однако мамам и бабушкам не стоит расслабляться. Если по прошествии полугода парень снова явится в военкомат с тем же ростом и при том же весе, вторую отсрочку ему скорее всего не дадут. “Значит, у тебя, брат, конституция такая. На самом деле ты ничем не болен. Так что собирайся в армию...” — скажут дистрофику на призывной комиссии.

     Сегодня в Москве насчитывается более 4000 уклонистов от военной службы всех возрастов. “Поверьте моему опыту: 60 процентов из них — больные люди, — утверждает генерал Сорокин. — Я советую им прийти в военкомат, пройти медицинское освидетельствование и нормально жить, учиться, работать, а не прятаться от повестки”.

     Вопрос “МК”:

     — Михаил Михайлович, какой самый надежный способ избежать службы в армии посоветовали бы вы?

     — Учиться, — не раздумывая ответил генерал. — Сначала в институте, потом в аспирантуре, потом устроиться на предприятие, которое имеет право на отсрочку для своих сотрудников, и писать диссертацию. А там уж и 27 лет исполнится.

     Будущих защитников родины, их жен, мам и бабушек, которые не смогли дозвониться в “МК”, военный комиссар Москвы Михаил Михайлович Сорокин ждет в Горвоенкомате по адресу: улица Никольская, 23 (м. “Лубянка”), каждую среду с 10 до 13 часов.

     Квалифицированную консультацию можно получить также на городском сборном пункте по адресу: улица Угрешская, 8. Каждый вторник и четверг с 10 до 13 часов здесь ведут прием зам военного комиссара Москвы по призыву полковник Василий Иванович Красногорский и начальник военно-врачебной комиссии подполковник Олег Стефанович Работкин.

     С любыми вопросами, связанными с призывом, можно обращаться и по телефону 279-25-63.

    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру