О БЕДНОМ ОСЕТРЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО

  В Азовском и Каспийском морях нерестится почти сто процентов российских запасов осетровых рыб. Однако последние десять лет внесли серьезные коррективы в справочники. По оценкам специалистов, в Приазовье запасы морского деликатеса и, соответственно, валютной экспортной выручки страны оскудели на 90 процентов. И виноваты в этом браконьеры — бракаши, как их здесь называют.

    

     Черную икру добывают и в других странах — например, в США, Иране, Франции, Испании, — но именно на долю России приходилось более двух третей промысла. Говорить об этом можно только в прошедшем времени: в последнее время не только количество осетровых, но и качество их упали до небывало низких оценок. Раньше особь в 20—25 килограммов считалась нормой, сейчас — вдвое меньше. А царь-рыбу — белугу — рыбаки не видели лет шесть-семь. “Воспроизводство осетровых нарушено. Ситуация близка к критической, — считают местные специалисты-ихтиологи. — О каком воспроизводстве может идти речь, когда рыбу “вычерпывают” еще до наступления половой зрелости?!”

     Помогают “бороться” с рыбой и братья-хохлы. До сих пор Россия и Украина не имеют договора о прохождении государственной границы по Азовскому морю. Киев в одностороннем порядке уведомил Москву о своих взглядах на этот договор. И если он будет подписан, то нам достанется только треть Азова, причем не самая лучшая. А пока на российском побережье работают шесть рыборазводных заводов, на украинском — один. Но рыба уходит на украинскую сторону — в Казантиповские ямы, где благополучно и вылавливается. Причем частенько это делается с помощью так называемых жаберных сетей, запрещенных для промышленного лова еще пятьдесят лет назад...

     Впрочем, российских и украинских “бракашей” строго судить сложно. В условиях, когда зарплату местные жители видят только во сне, браконьерство стало единственным источником существования. Однако, по данным правоохранительных органов, сегодня криминальный мир подмял под себя почти всех браконьеров. Установлен полный контроль за всеми крупными промысловыми судами, отработана схема добычи и реализации рыбной продукции. Лодки оборудованы японскими 200-сильными моторами, радиотелефонами и спутниковыми навигационными приборами типа “Магеллан” или “Гармин”. Именно они помогают ставить сети ночью или во время тумана без буев, а потом — легко находить их. В это же время на берегу другие дежурят “на атасе”, предупреждая о возможной опасности. Все это говорит о том, что в незаконный промысел осетровых на Азове вовлечены не только бандиты, но и местное начальство, которое откровенно прикрывает крупных браконьеров.

     С этим криминальным бизнесом пытаются бороться. Основной удар пал на российских пограничников, которые пришли сюда всего три года назад. Именно Федеральной пограничной службе России по указу президента и передан контроль за сохранностью морских биоресурсов. Но что они могут, когда даже для размещения одной из застав Тимашевской погранкомендатуры местные власти не нашли ничего лучше развалин Ахтарского маяка, построенного еще в начале века?.. О горючке для катеров, об оперативной помощи и мечтать не приходится. Вот и бьются пограничники, немногочисленные честные менты и эфэсбэшники за бедного российского осетра. На которого самой России, видимо, глубоко наплевать...

    

     СПРАВКА “МК”:

     Только за период с 20 августа по 30 сентября этого года пограничники Департамента морской охраны в рамках операции “Био-2000” в акваториях Азовского и Каспийского морей изъяли у браконьеров почти двести лодок и моторов, 40 тонн рыбы ценных пород на сумму более одного миллиона рублей. Первый заместитель главы морского департамента, контр-адмирал Вячеслав Сержанин, так прокомментировал “МК” сложившуюся ситуацию: “В следующем году браконьеров будет еще больше. А ловить их станет еще сложнее — наши сторожевики стареют, нет топлива. Хотя в операции “Био” мы предотвратили экономический ущерб на 11 миллионов рублей”.

    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру