День Ватерлоо

Не помню, кто из великих сказал: “Со штыками можно сделать все что угодно, кроме одного — на штыках нельзя сидеть”. Ожесточенная схватка за президентство между Гором и Бушем может поколебать эту истину, поскольку не исключена возможность, что кандидат республиканцев воцарится в Белом доме с помощью “штыков”.

Спешу добавить, что ничего драматического в этом не будет. Не будет ни военного переворота в Вашингтоне, ни налета техасских рэйнджеров на Капитолий, ни хунты пентагоновских генералов, провозглашающих Буша президентом через голову распущенного Конгресса, ни введения комендантского часа в округе Колумбия и военного положения по всей стране — от Атлантического океана до Тихого. Короче, никаких страстей-мордастей в духе политических детективов, которые продаются в аэропортах и супермаркетах.

В воскресенье, 19 ноября, были подведены окончательные итоги подсчета бюллетеней, полученных по почте из-за рубежа. Большинство голосовавших составляли военнослужащие, несущие службу за пределами США. Ожидалось — по традиции, — что они в основном проголосуют за республиканского кандидата, в данном случае за Буша. Так оно и произошло. Действительными были признаны 2206 бюллетеней. Из них за Буша было подано 1376, за Гора — 750; остаток достался кандидатам третьих партий. Таким образом Буш увеличил разрыв голосов в свою пользу на 926. (300 он имел до того — к ним приплюсовалось “чистых” 626 “штыков”.) Наверстать упущенное при пересчете голосов на некоторых избирательных участках Флориды Гору становится много труднее. (Прав был великий Суворов, говаривавший, что “пуля — дура, штык — молодец!”)

Как только закончился подсчет “штыков”, демократы тут же встретили его в штыки, но уже без кавычек. Посыпались обвинения в том, что большинство бюллетеней, поступивших из-за рубежа, недействительно. (Уже до этого было отсеяно 1420, то есть 39 процентов от общего числа.) Если при пересчете “цивильных” бюллетеней все сошлось клином на “чадах” (chad) — бумажных кружках, пробитых избирательным “дыроколом”, — то при подсчете “штыков” роль “чадов” играли почтовые марки. Избирательный закон Флориды гласит, что бюллетени, вернее, конверты, в которые они запечатаны, должны иметь марку или страны отправления, или американскую, погашенную вовремя. Но вот федеральный закон предусматривает для военнослужащих “быстрое голосование без оплаты почтовых расходов”. Отсюда республиканцы заключают, что если нет почтовых расходов, то может не быть и почтовых марок.

Демократов, естественно, подобная логика не устраивает. Демагогические обвинения в жульничестве и подтасовке голосов сыплются с обеих сторон, как “чады”-конфетти. Причем республиканцы ставят под сомнение патриотизм демократов, якобы “оскорбляющих честь и достоинство наших парней в военной форме, несущих трудную службу вдали от родины”. (Знакомые мотивы!) Партийный водораздел по этой линии виден невооруженным глазом: 60 процентов бюллетеней, присланных из-за рубежа, были признаны недействительными на избирательных участках, где победил Гор, и только 29 процентов отсеяны на избирательных участках, где победил Буш, то есть почти в пропорции 2:1.

Тем не менее главную роль в противостоянии Буш—Гор будут играть не “штыки”, а законы. Финал избирательного трагифарса начался в понедельник, 20 ноября, в здании Верховного суда Флориды в столице этого штата Таллахасси в 2 часа дня (10 часов вечера по-московски). Почему финал? А потому, что Верховный суд Флориды должен был окончательно решить вопрос вопросов: следует ли принимать во внимание результаты пересчета голосов вручную по трем оставшимся в подвешенном состоянии избирательным округам или нет? Если да, то мы еще несколько дней не будем знать, кто стал новым, 43-м президентом США, ибо пересчет займет приблизительно 5—10 дней. Если же нет, то уже в понедельник (в Москве будет вечер) станет ясно, что в Белый дом въедет победителем Джордж Буш-младший, которому “штыки” обеспечили победу — после того, как судьи приравняли к ним свое перо. По Маяковскому...

Всю воскресную ночь напролет юристы обоих лагерей (только со стороны Гора их около пятисот) готовились к решающему сражению, арендовав батареи компьютеров, на которых проигрывали все возможные и невозможные сценарии юридических Аустерлицев и Ватерлоо.

Формула “судебного боя” выглядела так: сначала обе стороны должны были изложить свои аргументы. Для этого каждой из них отводился час времени. Затем вопрос со стороны судей, после чего судьи — их семь человек — совещаются и принимают решение. Вся эта процедура должна была транслироваться по телевидению и Интернету.

В 2 часа дня по местному времени Америка прильнула к экранам телевизоров и компьютеров. Финал президентского Суперкубка начался...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру