Поровну или по справедливости?

1 декабря 2000 в 00:00, просмотров: 192

В Думе опять запахло жареным. Незатухающий костер бесконечных дискуссий вокруг налогов грозит вспыхнуть с новой силой. На этот раз керосинчика плеснул Минфин.

Формально Налоговый кодекс был принят летом этого года. Работа над ним велась в спешке. Недостающие главы было решено вносить в виде поправок.

Первым в очереди оказался налог на прибыль. Ничто не предвещало сюрпризов. Но тут Минфин предложил вдруг брать налоги не с прибыли, а с доходов предприятий.

Люди, не слишком искушенные особых отличий и не заметят — дескать, какая разница! Самое интересное, что примерно так и пытаются выставить ситуацию правительственные разработчики. К примеру, первый замминистра финансов Сергей Шаталов в своих комментариях усиленно подчеркивает: и депутаты, и министерские чиновники в принципе говорят об одних и тех же вещах, только вот называют их по-разному.

Для начала определимся с терминами. Доход — это абсолютно все деньги, которые поступают на счет предприятия. После того как из них вычитают расходы, остается прибыль. Доход получает любая, даже самая захудалая фирма, ведущая хоть какую-то хозяйственную деятельность. А вот прибыль имеется не у всякого. Поэтому платить налог с прибыли может только успешное с коммерческой точки зрения предприятие. Зато налог с дохода придется отстегивать всем подряд, даже потенциальным банкротам.

Как показывает мировая практика, если нужно кого-то разорить, надо обложить налогом доходы. И “обложенный” быстренько помрет без лишних усилий. А если задача — создать благоприятную деловую среду и поддержать производство, то налоги обычно берут с прибыли.

Об этом знают первокурсники любого экономического института. Но создается впечатление, что чиновникам Минфина до всех этих экономических аксиом нет дела. Что они решили сказать новое слово в хозяйственной теории и практике.

Для чего старается Минфин, понятно. Многие предприятия пытаются “спрятать” прибыль, дабы вообще ничего не платить государству. Замена “прибыльного” налога на “оборотный” могла бы вывести финансовые потоки из тени и заметно пополнить казну. Для страны с переходной экономикой такая мера в принципе допустима. Предложи Минфин налог на оборот не выше 10%, большинство предпринимателей легко бы с этим согласилось. Так ведь нет, чиновники собираются брать с оборота 30%! Плюс, само собой, НДС. Итого — все 50 процентов! Абсолютно нереальная, разорительная сумма, которая приведет только к одному. Через банк будет “показываться” одна, мизерная цена сделки, а по стране вновь заснуют “курьеры” с чемоданами, набитыми купюрами. Вместо легализации финансовых потоков — полный возврат экономики в “тень”, вместо легко контролируемых государством официальных контрактов — “серые” договора и пачки наличных долларов.



    Партнеры