Тело Плющенко канадцы оценили в 6,0!

...Через неделю в окрестностях Ванкувера пойдут грибы. Сыроежки и бледные поганки. Последние, правда, отнюдь не поганисты, а вполне даже съедобны. Местные русские и китайцы шастают с корзинками за чертой города, не переставая удивлять канадскую полицию. Сами канадцы за грибами не ходят. Но едят с удовольствием. Русские же, говорят, “поганками” брезгуют — собрал и в лучшем случае угостил местных знакомых...

Как оценивать результаты чемпионата мира по фигурному катанию? Как ни крути, срабатывает эффект канадской “бледной поганки”. С одной стороны, вполне съедобно, а с другой — вызывает настороженность. Елена Бережная и Антон Сихарулидзе в парном катании не получили “золота”, Ирина Слуцкая не встала на верхнюю ступень пьедестала у женщин... Это те медали, на которые мы вполне обоснованно рассчитывали. Но это и те медали, которые мы же вполне реально предполагали потерять. Конкуренция в фигурном катании на сегодня столь велика, что по меньшей мере пять фигуристов в каждом виде (за исключением мужского одиночного катания, где безоговорочно лидирует Россия) могут выигрывать поочередно. И уровень их профессионализма так высок, а конкуренция выступлений “ноздря в ноздрю” столь агрессивна, что очередность зависит в основном от местных факторов.

Местный фактор сработал в Ванкувере против Лены, Антона и Иры. Судьи не нашли в себе сил поставить канадскую пару Сале — Пеллетье на заслуженное третье место, а Ирине — дать возможность обыграть американку Мишель Кван. У мужчин игра шла “в одни ворота”. Евгений Плющенко не подарил никому никаких шансов на победу (в том числе и Алексею Ягудину, державшему всех в напряжении из-за травмированной ноги половину чемпионата). Танцы опять подтвердили, что сегодня в этом виде программы нет безоговорочного лидера и что наши Ирина Лобачева и Илья Авербух молодцы, потому что не только вернули России место на пьедестале, но и смогли устоять перед напором все тех же канадцев, ведомых грозной Татьяной Тарасовой.

Канадская пресса, в преддверии открытия чемпионата (несмотря на абсолютные фанатичность и грамотность населения по отношению к фигурному катанию, возведенные в квадрат), не стеснялась проводить ликбез и на полном серьезе рассказывала о том, что “фигурное катание состоит из четырех видов, что приземление на две ноги после прыжка — это плохо, на одну — хорошо, а падение — просто ужасно...” Российская сборная не совершила на чемпионате мира падений. И даже не приземлилась на две ноги. Но Ванкувер показал: на одну ногу в Солт-Лейк-Сити мы должны будем для победы приземлиться чисто и уверенно на двести процентов.

Сможем ли? До Олимпиады — год. За год в каждом виде нужно “надыбать” убийственные для соперников ходы — учитывая, что конкуренты будут заниматься тем же самым.

...Есть в Ванкувере крохотная чайная. Держит ее японец и свозит разные сорта чая со всего мира. Маленький зальчик, всего несколько столов. Чай — от персикового с изюмом до шоколадного. Стеклянный чайник ставится на колбочку со свечкой внутри. Выпил порцию — подходит барышня и доливает воду: вторая заварка считается самой полезной. Доливает и третий раз, и четвертый по желанию — пользы, может, и нет, но удовольствие продлишь. Обилие жидкости, как известно, не дает сидеть на одном месте спокойно. Необходимая кабинка — в углу зала. Одна стена у нее прозрачная: занято или нет, ясно сразу. Когда заходишь и плотно прикрываешь дверь, стена наполняется как будто туманом. А если неплотно прикрываешь — сам виноват, воспитывай в себе аккуратность, тогда не будешь шокировать чаевничающую общественность.

Фигуристы во время чемпионатов мира стараются за собой “плотно прикрывать дверь”, где бы они ни были. Потому что понимают — кругом журналисты, кругом глаза и уши фанатов. В основном, конечно, фанаток. “О, сынок вышел”, — комментирует Татьяна Тарасова, когда в десяти метрах от нас раздается вопль восторга. Так, наверное, в племенах поклоняются божеству и визжат, когда приносят жертву.

“Вы бы знали, как нам далась произвольная программа! На двух ногах, конечно, было бы спокойнее, — тренер Ягудина улыбается, но через обиду, что все случилось так, как случилось. — Как говорил наш “учитель”, нужно сделать шаг назад, чтобы потом два вперед. И мы их сделаем. Если бы в короткой программе судьи оставили возможность Леше бороться за “золото”, сегодня вы бы увидели еще более мощное катание. Но и наше “серебро” — это большая победа. Алексей совсем не чувствовал ногу после уколов. Ему сегодня можно было отрезать пятку, пальцы — боли он бы не ощутил. Но больше колоть я его не дам. Будем восстанавливаться — наверное, долго. Но нам есть над чем работать. И к чему идти”.

“Китайцы своей техникой открыли дверь в будущее”, — сказал тренер Алексей Мишин. Открыли, может, и китайцы, но вошел в нее Женя Плющенко, чемпион мира 18 лет от роду. Безупречная техника, непереигранные и несожженные эмоции. Если бы он не выиграл в Ванкувере — это была бы высшая несправедливость. Женя превзошел в Канаде не только соперников, он превзошел себя. Нет, он катался весь сезон фантастически, но в Ванкувере — еще и с олимпийским спокойствием. Все-то думали, что он будет преодолевать комплекс Ниццы, прошлогоднего чемпионата мира, с треском проигранного, а он в день финала... соснул после обеда четыре часика. Подремал, так сказать. И Ницца ему не снилась. И катался он так, как будто пресекал все дальнейшие вопросы. Так и победил — без вопросов.

А профессор-то Мишин, с которым обожают разговаривать журналисты за его образные находки и нестандартность формулировок, — вот у кого режиссерам поучиться надо! После блистательной победы Плющенко вдруг заговорил по-английски. До сих пор в общении с иностранцами ему помогал переводчик. Но золотая медаль Ванкувера перевела его в суперэлиту. Он был в ней уже давно, но — “без паспорта”. С “золотым паспортом мира” Женя не может себе позволить такую слабость, как невладение языком. Профессор все эффектно спланировал. “Великий немой” должен был заговорить именно в день триумфа. Заговорил — и даже развеял на родном для чемпионата мира языке миф о какой-то чрезмерно жесткой дисциплине в группе Алексея Николаевича. “О чем вы? — удивился Женя. — Палками меня никто не бьет, руки не выворачивает. Но вести себя разнузданно, конечно, не позволят”.

У нас вообще очень выдержанный чемпион мира. “Женя, тебя не бесило, что все “танцуют” вокруг травмы Ягудина, а ты вроде как и ни при чем?” — “Если бы я стал думать еще о травме Ягудина... У меня и своих травм, между прочим, хватает: сейчас буду лечить спину, колени, палец вон порезанный. Я об этом никому не рассказывал...”

Дуэль закончилась. Не первая и не последняя. Знаете, что сказал Ягудин на прощание? “Я собираюсь остаться до Олимпиады 2006 года”. Наверное, Плющенко это слышал. Впрочем, поскольку он на два года моложе, то может в ответ сказать и про 2010-й. Ему будет всего 27, на два года меньше, чем Тодду Элдриджу, который шел к своей бронзовой медали чемпионата мира десять лет, и на два года меньше Элвиса Стойко, что отметил свои 29 в день произвольной программы и мечтает попасть на ближайшую Олимпиаду.

Чемпионат мира не живет одними спортивными страстями. Вы видели, какие платья готовят себе для выступлений девушки? “Дикая орхидея” просто отдыхает. (К слову сказать, мужчин, пишущих о фигурном катании, становится все больше и больше.) Канадцы попытались по шестибалльной системе оценить наряды некоторых фигуристок. Не по степени открытости частей тела, а по степени эстетического удовольствия от костюма. Самый высший балл получила итальянка Сильвия Фонтана — 5,9. На втором месте — наша Ира Слуцкая со своим “летящим” платьем на тонких бретельках — 5,7. А самую низкую оценку получила последняя чемпионка Советского Союза, до сих пор продолжающая выступать, правда, за Азербайджан, Юля Воробьева — 4,5 балла.

Фигурное катание — тот случай, когда встречают по одежке, а провожают по уму и... тоже по одежке. И по тому, что над “умом”. Зря, что ли, думаете, Ирина Лобачева делает себе прическу два с половиной часа? Попробуй тут поспи днем часа четыре!

А еще канадцы оценили по степени зрелищности фигуры ледовых виртуозов. Дженнифер Лопес или Брэд Питт могли бы здесь позволить себе только замкнуть десятку лидеров, шутят журналисты. “Их тела достойны оценки 6,0!” — это о Мишель Кван и Евгении Плющенко. (Что сделал вдохновленный столь лестной оценкой Женя на показательных выступлениях, думаю, видели все. Его сексуальный танец в одних плавках поверг публику в состояние полного экстаза. Женя репетировал танец до последней минуты чемпионата. “Мы мало над ним работали, может случиться конфуз”, — аргументировал такой трудоголизм Мишин.) Так вот, американка и русский, считают опрошенные тренеры и специалисты, своими фигурами “полностью упакованы” и отвечают как мощи спринтеров, так и хрупкости балерин. Что позволяет вывести идеальные размеры тела для фигурного катания. Итак, для женщин — рост 1 м 60 см, вес — около 40 кг. Для мужчин — 1 м 83 см, вес — 75 кг. Женщинам, как видите, опять надо себя ограничивать.

Этот чемпионат мира, как и все последние турниры, можно смело назвать чемпионатом имени Ягудина и Плющенко. (Или, как давно шутят журналисты, Ягущенко. Возможен вариант — Плюдин.) До чего изматывающе хороши оба! До чего вытряхивают из нас все эмоции: а потом обрушивают их, как ушат холодной воды, на наши головы! На Олимпиаде они схлестнутся снова. Даже не за победу — за власть.

На Игры надо ехать “темной лошадкой” или хозяином. “Темных лошадок” из этих двоих, при всем желании, уже не получится — масть не та. И делить трон они не намерены — не те амбиции, талант и гордыня.

И пусть их кланы разыгрывают, если хотят, какие угодно спектакли. (Разговор с тренером Мишиным после объявления о травме Ягудина: “Что думаете по поводу ноги Алексея?” — “А что тут думать? Хорошо продуманный спектакль. Слабость нужно прикрывать. Но вообще я это комментировать не хочу — бороться нужно при любых условиях”. Разговор с тренером Тарасовой через пятнадцать минут: “Откуда травма?” — “Я не знаю, что случилось. Леша находился в прекрасной форме. Конечно, все это тяжело и обидно. Но руки опускаются от другого — зачем же на людей, которые буквально жилы рвут на тренировках и турнирах, помои выливать? Вот уже начали говорить, что Леша все придумал... Из человеческой трагедии делают, простите, дерьмо собачье!”) Пусть разыгрывают какие угодно спектакли, отпускают в адрес друг друга ехидные реплики и язвительные замечания. Пусть делают все, что хотят. Потому что без закулисных страстей и интриг, без обязательного, исходящего от ситуации лукавства не бывает фигурного катания. И отсутствие подобных страстей будет означать лишь, что пришло время безликих фигуристов и тренеров. Оно нам надо?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру