Бесчеловечное пространство

Самой отстойной частью телепроцесса еще совсем недавно были заставки. Даже самые лучшие “перебивания” кадров между передачами-рекламами несли на себе родовое пятно советских кинозарисовок — бессмысленность. Оформители межпрограммного пространства, не отягощенные спонсорской мошной, тихо варились в собственном соку. Но внезапно до телевизионщиков дошло, что если даже незримый 25-й кадр способен тонизировать аудиторию, то хорошая заставка способна прибавить несколько процентов рейтинга. Вот почему мастера мышки и монитора так востребованы на ТВ. Сейчас они сочиняют каналам новые сверкающие “одежки” для сезона осень—зима..

“ОРТ.Положение главного канала обязывает. О тонкой стильности здесь речи не идет — картинки должны быть богатыми и жизнеутверждающими. Главная фишка — тематические сюжеты к праздникам. Такая конъюнктурщина началась на первом аж в 1996 году, когда учредили дирекцию межпрограммного оформления. Новогодние клоуны на воздушных шарах, равно как и весенние “пляшущие человечки”, — все это дело рук оформительской дирекции. Алексей Ефимов, ее директор, утверждает, что канал ОРТ стал законодателем телемод, первым использовал в своих заставках реальное видео.

РТР. Российскому каналу катастрофически не везет с дизайном заставок. Даже знатный кинематографист Юрий Грымов обломал здесь свои эстетские зубы. Грымов в свое время наваял нечто, политкорректно обозначенное руководителями канала как “очень своеобразное”. К нынешнему сентябрю мы увидим принципиально новые заставки с измененным логотипом “РТР”. Это сенсация для узких кругов, но свободный художник Семен Левин, беглый главный дизайнер НТВ, в настоящее время занимается не чем иным, как сочинением нового оформления российского канала. Вполне возможно, что и на второй кнопке скоро запляшут мячики, поплывут рыбки и расцветут маргаритки, складываясь в аббревиатуру “РТР”.

НТВ. Революционные события, потрясшие до основания самый продвинутый канал отечественного ТВ, не могли не пошатнуть дизайнерского цеха. Коллектив студии из 40 человек лишился своего главы, вышеупомянутого Семена Левина. Знающие люди, правда, злопыхают, что Левин якобы вовсю манкировал своими обязанностями, а последние 3 месяца вообще только подмахивал бумажки. Поэтому назначение на высокий пост бессменного арт-дизайнера “НТВ-Дизайн” Сергея Шановича совсем даже не подсиживание, а редкостное, еще при жизни, торжество справедливости.

— Стиль заставок на НТВ будет существенно изменен, — обещает “МК” Шанович. — Прежний агрессивный стиль, смотрящий немного свысока на зрителя, уходит в прошлое. Не будет больше фирменного выхода картинки “через черное”. Новый пакет, которым дизайн-студия выстрелит к сентябрю, будет гораздо мягче, коммуникабельнее прежнего.

Смену стиля “одежек” НТВ инициировало новое руководство канала. Его условие — жесткость девиза “Новости — наша профессия” оставить в прошлом. На четвертой кнопке теперь в фаворе другие отношения и другие люди. Лишь прыгающий зеленый шарик останется неизменным.

“Культура”. Атональные звуки, размытый фон и надпись “Культура” по слогам и буковкам — вот лицо нашего некоммерческого ТВ. Таковым это лицо, т.е. заставка канала “Культура”, сделалось год назад, когда широко известная в узких кругах супружеская пара дизайнеров Елена Китаева и Андрей Шелюта закончили оформление серии заставок. Главная их идея — бережное отношение к тому, что “было вначале” — слову. Отказ от декоративных графических средств, уход от “капусты” (многослойной компьютерной графики) к шрифтам — это стилистический прием, наилучшим образом выражающий интеллигентскую сущность канала. Не от бедности, мол, воздержание, а от гордости и бездны вкуса. К сентябрю будет готова новая серия “культурных” заставок, которая углубит и дополнит уже имеющиеся.

ТВЦ. Уже больше двух лет на третьем канале в прозрачной жидкости плавают ягодки и перемещаются пузырики. Они появились на ТВЦ аккурат с приходом Сергея Лисовского. Говорят, для своего времени (лето 1999-го) макропланы работы дизайнера Ярослава Чеважевского были такими прогрессивными, что вызвали оживление даже в недрах известной дизайнерской студии “Жедеон”. Но время идет, и уже самая продвинутая картинка нуждается в модернизации. Будет создано принципиально новое оформление не только заставок, но и студий и даже костюмов ведущих. Дизайном заставок занят Анатолий Голышев, лауреат Госпремии и премии ЮНЕСКО.

Рен-ТВ. В соответствии с концепцией “семейного канала” дедушка-телевизор клюет здесь носом в кресле-качалке. Мама-телевизор носится с мухобойкой за крылатым фотоаппаратом. Внучок-телевизор шмыгает у всех под ногами верхом на скейте. Все это — “живые телевизоры” со свежих заставок канала Рен-ТВ. Новые веяния по “очеловечиванию” заставок здесь делали раньше других, еще в марте прошлого года. Руководитель дизайн-студии Рен-ТВ Дмитрий Азадов самым сложным считает вместить в несколько секунд заставки законченный сюжет. С первой “семьей телевизоров” четверо художников и программистов мучились долго. Зато потом пошло-поехало. Появились телевизоры-ковбои, укрощающие видеомагнитофоны-“мустанги”. Телевизоры-альпинисты, телевизоры-байкеры, телевизоры-полицейские и воры, телевизоры-индейцы и пленные... Всего около 60 сюжетов. Придумали даже телевизор-Винни-Пух. По результатам проведенного каналом социологического опроса, именно этот сказочный сюжет стал у телезрителей самым любимым.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру