ОРТ по-японски

5 июля 2001 в 00:00, просмотров: 419

Всем давно известно, что Общественное российское телевидение существует только на бумаге. На самом деле его у нас нет, потому что Березовский, государство, “ВиД” — это только часть общества, притом очень небольшая. Классическое общественное ТВ есть почти во всех развитых странах. В Японии оно называется NHK.

Система телевещания в Стране восходящего солнца весьма своеобразна. Главные частные телеканалы здесь основаны крупнейшими газетами. На печатные СМИ молятся, они сверхдоходны, их тиражи походят на наши времен перестройки. ТВ — вторично. Единственное, что в Японии напоминает родную останкинскую действительность, — здесь тоже есть телеканал НТВ. Его собственник — газета “Иомиури”.

Частные телекомпании свой гешефт получают по общепринятым во всем мире нормам — за счет рекламы. На NHK рекламы не может быть по определению. Но с нашим каналом “Культура” тут даже близко нет ничего общего. NHK — богатейшее ТВ, насчитывающее 12655 сотрудников. Каждая семья в Японии, вне зависимости от собственных пристрастий и количества “ящиков”, обязана платить за просмотр общественного телевидения по 12 долларов в месяц. Телеприемники, установленные вне дома (к примеру, в фирменных офисах), учитываются поголовно, и деньги капают соответственно их количеству. Так жить можно, и никакие стомиллионные кредиты тогда не нужны.

NHK — закрытое акционерное общество; количество держателей акций держится в большом секрете: такими деликатными вещами в Японии интересоваться не принято. Генерального директора компании назначают по согласовании с парламентом и частично — с кабинетом министров. Но, несмотря на это, считается, что NHK — образец независимого телевидения. В бесчисленных предвыборных дебатах время строго лимитировано, делится поровну между всеми партиями и абсолютно бесплатно. В политических дискуссиях никто не вправе тянуть одеяло на себя; что такое “джинса” или заказуха, японцы не понимают.

На общественном японском ТВ секса нет и никогда не было. Основанное в 1925 году, оно уже тогда позиционировало себя как просветительское. Кроме основного канала существует образовательный, который сами японцы называют “Волна, воспитывающая широкую душу”. Есть и другие символические названия национальной образованщины: “Волна, наполняющая жизнь” и “Волна, воспитывающая культуру”, а еще — “Вещание, отзывчивое к человеку”. Четыре раза в неделю здесь дают уроки русского языка. Вот характерный клип: Москва, зима, парень в полушубке входит в автобус. “Здесь свободно?” — спрашивает он у затрапезной лимитчицы сормовского розлива. “Да, здесь свободно”, — напряженно отвечает девушка и убирает свою сумочку с соседнего кресла. Вот она, любовь по-русски в представлении самураев!

И общественное, и образовательное ТВ вещает примерно по 20 часов в сутки. Поздняя ночь — самое время развлекательных программ для молодежи. Шоу идут чередом. Вот на ринге четверо голых мужиков разного возраста моются в тазике. Типа, японская баня. Для приличия причинные места прикрыты непонятной наволочкой. За канатами судьи — сплошь молодые мужики. Один из них держит секундомер. Появляется красавица в бикини. Ее задача — найти у моющихся спрятанную на теле наклейку. За ней следуют другие девушки в купальниках. Это самая сексуальная передача на канале NHK...

Кроме основных каналов NHK имеет еще два спутниковых. На первом — BS-1 — крутят в основном спорт. Всю ночь не переставая здесь можно видеть непонятно за что полюбившиеся японцам бейсбол и европейский футбол. Победе мадридского “Реала” в чемпионате Испании была посвящена программа, длившаяся два часа. На BS-2 идут в урезанном варианте новости основных каналов Америки, Европы и России. Нажав заветную кнопку пульта, их можно услышать в оригинальном исполнении. И тогда среди японо-английской трескотни Евгений Ревенко становится до боли родным.

Новости на NHK идут каждые 50 минут. Ведущие, как правило, средних лет — от 30 до 40, но в штат берут только избранных. Айко Миямото здесь уже два года, но работает только по контракту, ведет дневные новости. На главный новорусский вопрос — сколько она получает? — переводчица сразу прижала палец к губам: “Что вы, что вы, она никогда об этом не скажет”.

Много сериалов. Но все сплошь местные, на национально-историческую тему,одни самураи и “сегуны”. Единственный популярный американский — “Беверли Хиллз 90210”. Что такое латиноамериканское “мыло”, здесь даже и не подозревают.



Партнеры