Мы с тобой одним наручником связаны

Типичный разговор врача и родителей в кабинете нарколога.

Врач: “Ваш ребенок давно принимает наркотики?” Родители: “Не знаем. Мы до сих пор не можем поверить, что наш сын (дочь) колется...” — “Почему же?” — “Но ведь у нас такая дружная семья, мы так много сделали для воспитания своего ребенка! Как он мог так поступить с нами?!”

Статистика свидетельствует, что 50 процентов подростков к 17 годам уже хоть однажды пробовали наркотики, а 10% употребляют их регулярно. Среди них есть умные и глупые, отличники и второгодники, из благополучных семей и не очень. Врачи считают, что наркоманом может стать практически каждый ребенок. Просто из любопытства или за компанию.

Но если правильный режим, диетическое питание и занятия с ребенком в кружках и секциях не в силах уберечь его от наркотиков, то в чем тогда сила семейного воспитания? Как защитить свою дочь или сына от наркотиков? На вопросы наших читателей отвечает нарколог кандидат медицинских наук, руководитель Центра “Возрождение” Юрий ВЯЛЬБА.

— Вина родителей наркоманов не в том, что они чего-то недодали своим детям в плане воспитания, а в том, что они смотрели на своих детей сквозь призму иллюзий.

Иллюзия номер один: мой ребенок не способен на ЭТО. И хоть кол на голове теши такому родителю. У сына или дочки уже все руки исколоты, а они знай свое: он хороший мальчик, английский в совершенстве знает...

Но болезни (а наркомания — это болезнь) все равно, сколько ваш ребенок знает языков. Как только у подростка появляется химическая зависимость от наркотиков, он перестает думать и поступать как здоровый человек, логика, привычки, понятия добра и зла — все летит в сторону, им начинает управлять только одержимость наркотиком. Все его поступки будут мотивированы лишь одной мыслью: где достать дозу?

Иллюзии мешают родителям посмотреть на ребенка широко раскрытыми глазами, увидеть очевидные вещи: то, что он ведет себя неадекватно, не к месту смешлив, без причины угрюм, взвинчен до истерики, что у него точечные зрачки, в конце концов то, что у него все вены в следах от уколов.

— Если есть иллюзия номер один, то есть и номер два...

— Конечно. Вторая опасная ошибка большинства родителей касается их поразительного самомнения. Как обычно думает властный папа или мама, узнав, что сын-дочь принимает наркотики: я буду день и ночь за ним следить, прикую его (ее) к себе наручниками, но больше он колоться не будет!

— И что?

— А ничего. Насильно вылечить еще никого не удалось. Один папаша моего пациента действительно приковал сына к себе наручниками на три месяца. Водил его таким макаром за собой повсюду, как дрессированного медведя, а когда нужно было оставить одного, приковывал к батарее, к ручке машины... Через три месяца сын слезно упросил себя освободить, клялся, что никогда больше употреблять не будет. Отец поверил, отпустил. Парню потребовался всего день, чтобы найти барыгу, раздобыть денег и купить дозу героина, через день он был уже “вмазанный”...

— Что было потом?

— Отец понял, что бессилен перед болезнью сына, и перестал его страховать от неприятностей. Платить его долги, защищать от милиции, он дал ему опуститься на дно жизни. Когда сыночка, задолжавшего приличную сумму барыге, несколько раз избили для острастки, он прибежал к отцу с просьбой определить его на лечение. Причем на этот раз его обещание не колоться и лечиться было абсолютно искренним. Поэтому и лечение в нашем центре ему помогло. Сейчас парень уже несколько лет как не употребляет, имеет семью, работу.

— Но ведь “на дне” подросток может и захлебнуться, что, если его серьезно изувечат такие же наркоманы за дозу или он пойдет воровать, чтобы раздобыть денег, и его поймает милиция?

— Да у каждого понятие “дна” свое. Одному достаточно завалить сессию и вылететь из института, чтобы понять, что наркотики стали для него проблемой, а другого задуматься о своей судьбе заставит только тюрьма или положительный ВИЧ-анализ. Но даже тюрьма или больница — лучше, чем смерть. А наркотики — это прямая дорога в могилу. Вот это родители должны понимать со всей отчетливостью. Остановиться, завязать может только сам наркоман, повторяю: насильно еще никого не вылечили.

— В своих письмах многие читатели просят вас рассказать о специальных наркоманских “тюрьмах”, в которых под присмотром братков дети состоятельных родителей переламываются всухую.

— Да, есть и такое. Другой папаша нашего пациента платил своей “крыше” по 100 баксов в день за то, что его сына держали в каком-то подвале, на хлебе и воде, без каких бы то ни было обезболивающих. Сторожили его дюжие “санитары” и в случае чего пускали в ход дубинки. Но эффект от такого заключения был нулевой! Стоило парню вырваться на свободу, и он сразу побежал к барыге.

— А что вы думаете о зарубежных наркологических центрах, которые обещают 100-процентную гарантию излечения?

— Стопроцентная гарантия излечения в наркологии — это профанация чистой воды. Бежать нужно со всех ног от тех, кто такое обещает. Самые лучшие наркологические клиники могут пообещать максимально 40% вылеченных. Что же касается лечения в испанских баптистских общинах, а именно они активно рекламируют себя на нашем рынке, то никакого лечения там нет и в помине. У больного сразу после приезда в страну забирают паспорт, и он переходит на положение бесправного раба. Режим дня такой: с утра до вечера труд на самых тяжелых, черных работах. Мужчины вкалывают в порту грузчиками, женщины на сельскохозяйственных фермах собирают маслины. Вместо лекарств — молитвы. Однако стоит такое “лечение” от 1800 до 4000 долларов. Если член общины нарушает режим, отказывается работать, начинает принимать наркотики, его просто выгоняют на улицу. Без документов и денег подросток очень быстро оказывается на положении без вести пропавшего... К сожалению, родители и не предполагают, какую участь уготовили своим детям, посылая на такое лечение.

— Очень широко сейчас рекламируются опиатные блокираторы. А это что за лекарство и насколько оно эффективно?

— Действие этих препаратов блокирует рецепторы удовольствия, и наркоман во время приема наркотиков не испытывает “кайф”, но лечить только блокираторами очень опасно. Все равно что уверовать во всемогущество таблетки. Во-первых, появляется зависимость от самих блокираторов. Но принимать их всю жизнь больной наркоманией не может. Во-вторых, если родители дают ему блокираторы насильно, то подросток будет стараться перебить их действие и станет увеличивать дозу наркотиков. Это очень опасно, многие именно так умирают от передозировки.

— Какой же выход? Куда пойти лечиться? И главное чем?

— Детоксикацию организма наркомана можно проводить и в медицинском центре, и на дому. Всухую “ломка” проходит очень болезненно, зато надолго запоминается, а для тех, кто “переломался” во сне, под капельницей, это кажется пустяком, поэтому они и срываются гораздо чаще. Прежде чем платить деньги за лечение сына или дочери, убедитесь, что медицинский центр не профанативный. Верный признак обратного: выздоравливающие наркоманы и обколотые находятся вместе, в одних палатах, тут же тусуются их родители, уговаривают Сашу или Машу “принять лекарство”. Бежать нужно из такой клиники со всех ног. В нормальном наркологическом центре обязательно предусмотрена длительная психологическая реабилитация как самих наркоманов, так и их родителей. Последние тоже больны — у них зависимость от болезни своего ребенка. И это тоже надо лечить. Но самое главное, это даже не выбор клиники, а отношение к лечению вашего сына или дочери. Это должен быть их выбор! Если они искренне считают, что наркомания для них зло, значит, они на полпути к выздоровлению.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру