Кому мешает "Спартак"?

История конфликта, который в очередной раз потряс наш хоккей, началась в прошлом году. Группа ведущих игроков покинула хоккейный клуб клуб “Металлург” Новокузнецк. Так, Епачинцев и Петрочинин перебрались в череповецкий “Северсталь”, Шаргородский — в омский “Авангард”, Зиновьев — в “Локомотив” (Ярославль). Покинули Новокузнецк тренер Юрий Новиков и генеральный менеджер Роман Хайрутдинов. За ними в “Спартак” вернулись москвичи Гоголев и Агарков и бывшие воспитанники клуба Ткачук и Евтюхин.

Все они ушли по доброй воле, без скандалов и нареканий. И это естественно: история хоккея знает множество примеров того, когда хоккеисты переходят в другие клубы вслед за своими тренерами. Нормальные их расставания с “Металлургом” и переход в “Спартак” были обусловлены параграфом договора, в котором сказано, что “каждый из хоккеистов покидает “Металлург” без компенсации со стороны той команды, в которую они переходят”. Все эти события относятся к 2000 году.

Но то, что написано пером и закреплено подписями должностных лиц и печатями, оказывается, значения не имеет. В Москву прибывает директор клуба “Металлург” Александр Филиппенко с требованием: “Спартак” должен выплатить за указанных четырех хоккеистов 60 тысяч долларов, по 15 тысяч за каждого. А как же условия контракта? Кто установил стоимость каждого хоккеиста именно в 15 тысяч долларов (при условии без компенсации)? Оказалось, что г-н Филиппенко требует выплату за игроков “Металлурга” двухлетней давности. Филиппенко, скорее всего, понимал, что претензии законной силы не имеют, и его деловой, откровенный разговор с президентом клуба “Спартак” Борисом Майоровым закончился миром.

Инцидент исчерпан? Как бы не так. Когда в споре двух сторон очень заинтересован кто-то третий, который может повлиять на решение этого спора в ту или иную сторону, пожар разгорается с новой силой. Да и наплевать на эти “жалкие” 60 тыс. долларов. Главное — создать прецедент. Ведь в нашем хоккее все проблемы решены, все в полном порядке. Так почему не подкинуть сенсацию? Такая заваруха только для простачков — видимость работы, активность деятельности. И вот Майоров приглашен на беседу к президенту ФХР Александру Стеблину и вице-президенту ПХЛ Владимиру Шалаеву. Руководители нашего хоккея настоятельно рекомендовали Майорову заплатить за Гоголева, Агаркова, Ткачука и Евтюхина указанную сумму. Майоров отказался.

Конфликт вроде бы угас, и все названные хоккеисты прошлый сезон играли за “Спартак”. Но угли костра еще тлеют. И через год г-н Филиппенко вновь прибывает в Москву с теми же претензиями к “Спартаку” и подает заявление в Арбитражный комитет ФХР. Председатель комитета — должность выборная, и кандидатура председателя утверждается в исполкоме федерации. Но волевым решением президента Стеблина председателем был назначен г-н Кукушкин. Кандидатура не случайная — он обладает среди прочих двумя достоинствами: во-первых, прекрасно владеет английским языком, а во-вторых, всегда знает, что точно хочет тот или иной начальник. Состоялось несколько заседаний комитета, и в результате оплату скостили до 40 тыс. долларов. “Спартак” в свою очередь подает апелляцию в комиссию во главе с Шалаевым. На этой инстанции разбирательства стоимость хоккеистов была снижена уже до 30 тысяч “зеленых”. В соответствии с регламентом, срок оплаты — 14 дней со дня вынесения решения. Он истекал 17 сентября.

Анекдотичность ситуации заключается еще и в том, что Евтюхина уже больше полгода нет в “Спартаке”. Он для “Спартака” — вроде бы персонаж из бессмертного произведения Гоголя. И еще вопрос: какому клубу платить? Является ли “Металлург” правопреемником того “Металлурга”, который стал призером России? И в арбитраж был представлен документ, где сказано, что новый “Металлург” официально зарегистрирован... 12 марта 2001 года. А это значит, что команда, выступавшая в прошлом году в чемпионате страны, не имела на это права. Но борцы за справедливость не унимаются, и “Спартак” вновь получает документ за подписью того же Кукушкина с требованием заплатить 40 тысяч штрафа за несвоевременную уплату. И еще одно подтверждение требования оплаты за Евтюхина. “Спартак” до 18.00 17 сентября не смог получить банковские реквизиты хоккейного клуба “Металлург”, о чем в Новокузнецк было выслано соответствующее письмо. А копия — в ПХЛ.

В конце концов деньги в сумме 750 тысяч рублей были отправлены в Новокузнецк 18-го утром. Тем не менее г-н Кукушкин, не вдаваясь в детали переписки “Спартака” и “Металлурга”, шлет в “Спартак” новое грозное письмо с требованием заплатить ПХЛ 20 тысяч рублей — штраф за несвоевременный перевод денег. И еще 150 тысяч. А эти за что? Правильно, за того же Евтюхина. Срок оплаты штрафа — пять банковских дней. В прошлую пятницу поступило еще одно грозное письмо от Кукушкина с требованием: к штрафу в 20 тыс. рублей добавляется новый штраф в размере 40 тысяч. В противном случае на исполкоме ФХЛ и Совете ПХЛ будет поставлен вопрос о снятии “Спартака” с соревнований. Конечно, это запугивание, стремление показать свое начальственное “я”. На такой шаг ни один разумный человек не пойдет, ибо понимает, чем такая акция может закончиться. Но каждая сенсация имеет кроме своих отрицательных сторон еще и “положительную”: смотрите, мол, какие мы принципиальные!

Борис Майоров: “Почему мгновенно, без тщательного анализа, было принято решение в пользу “Металлурга”?” Вопрос Майорова можно было бы подвергнуть сомнению. Но... В прошлом году вратарь Тарасов подписал одновременно два контракта: с “Металлургом и “Авангардом”. За такое трюкачество положена безоговорочная дисквалификация на год. Но вратаря для проформы пожурили и разрешили играть за “Металлург”. Уже в этом году вратарь Шабанов также подписал два контракта: с “Металлургом” и все с тем же омским “Авангардом”. Арбитражный комитет, рассмотрев протест “Авангарда”, наказал Шабанова штрафом в 30 тысяч рублей. Как объяснить это решение, принятое вопреки букве закона?

С некоторых пор в нашем спорте появилась новая должность: лоббист. Человек, скажем, проживает в Москве, но, зная ходы и выходы кабинетов высокого начальства, пробивает интересы периферийных клубов. Юристы утверждают, что в Кодексе о труде такой должности нет. Работают ли эти люди за спасибо или на гонораре — вопрос открытый. Но работают. В этой связи зачем, скажем, Стеблину, человеку умному, заниматься конфликтом “Спартак”—“Металлург”? Лавров ему участие в этой “битве” не принесет. Для этого есть люди, которые документ подпишут и заранее обговорят с одной из сторон, как им действовать.

Пока же поклонники хоккея беспрерывно звонят в редакцию с вопросом: чем закончится эта суета? И в самом деле — чем?..

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру