"Культура" будет с крылышками

6 октября 2001 в 00:00, просмотров: 2175

Четыре года назад в греческом зале Музея изобразительных искусств имени Пушкина состоялось скромное, но торжественное открытие телеканала “Культура”. Приглашенная по случаю публика изображала восторг, играла классическая музыка, в первом ряду присутствовал премьер-министр Черномырдин со свитой. Так осуществилась давняя мечта российской интеллигенции. Как водится в нашей стране, процессы загнивания всегда сильнее процессов роста. И вот спустя четыре года, культурное дерево уже заболевает дикой болезнью российского капитализма.

Начало каналу положил Указ президента Ельцина №919 от 25 августа 1997 года. Пятую кнопку окончательно отобрали у ТВ города Питера и дальновидно присоединили к ВГТРК. У ослабевшего в то время государства появился новый телевизионный ресурс. Финансировать “Культуру”, как обычно, решили по “остаточному” принципу — остатками средств, выделяемых из бюджета на РТР, рекламу по многочисленным просьбам телезрителей отменили напрочь. Спасать народ от засилья памперсов и “крылышек” отрядили бывшего редактора журнала “Театр”, замминистра культуры Михаила Швыдкого. И “Культура” уже в 98-м году получила ТЭФИ как главное событие года. Концерты классической музыки лились с канала рекой, лучшие театральные постановки впервые за много лет ТВ-безвременья прорвались на экран. Для провинциалов это свет в окошке, потому как увидеть маэстро Ростроповича либо Башмета в натуре для них нет никакой другой возможности.

Это просветительство под предводительством наследницы дела Швыдкого гендиректора Татьяны Пауховой продолжалось бы еще неизвестно сколько, не случись телереволюция на НТВ. Которая смела с канала Киселева с его командой, а те в свою очередь руками Березовского убрали руководство ТВ-6. Начальник “шестерки” Александр Пономарев остался без работы. “Наверху” решили порадеть родному человечку — придумали для него должность генерального директора телерадиоканала “Культура”. Таким образом, на пятой кнопке образовалось два гендиректора. Первыми словами Пономарева на новом месте были: мы сохраним все лучшее, но будем обновляться. Второе: я, конечно, готов составить ваше счастье, но чтобы этого оперы-балета здесь больше не было. И еще Александр Пономарев сказал — какой у вашего театра рейтинг? А вот у Филиппа Киркорова — запредельный. Поп-культура — она ведь тоже культура.

Но это пока так — разговоры. Реальность в том, что каналу нужны деньги и зарабатывать их г-н Пономарев собирается на рекламе. Есть при этом большие сомнения, что финансирование “Культуры” возможно только таким способом. А где нефтяные магнаты-меценаты? А на какие средства папа “Культуры” — РТР — ведет дорогостоящие рекламные кампании своих телепрограмм? Чего бы ему не поделиться с бедной “дочкой-Культурой”? А главное — ни для кого не секрет, что реклама на “Культуре” нужна не столько самому каналу, сколько людям, которые этой рекламой собираются заниматься.

На канале еще выходят уникальные передачи Олега Басилашвили, Владимира Оренова, Михаила Пиотровского, Святослава Бэлзы, Артема Варгафтика, Ксении Марининой... Но если средства на них действительно придется зарабатывать самим, то кто же поставит рекламу в программы, которые смотрит в основном интеллигенция — очень незначительная часть населения страны. Борьба же за рейтинг неизбежно приведет к появлению на “Культуре” Филиппа Киркорова и исчезновению всех вышеназванных высоко интеллектуальных передач. Как только на канале появится реклама — начнет действовать замкнутый порочный круг. Можно ли рассчитывать, что у реформаторов хватит меры и вкуса? Ведь в результате 5-я кнопка останется, но вот “Культуры” в изначальном смысле этого слова может вскоре там не оказаться.




Партнеры