"А-300" в Америке стал "грузом-200"

13 ноября 2001 в 00:00, просмотров: 1081

Вылет самолета транзитного рейса №587 из нью-йоркского аэропорта им. Джона Ф.Кеннеди, следующего по маршруту Нью-Йорк — Санто-Доминго был задержан по непонятной пока причине на 30 минут. Лучше бы он не взлетал вовсе — через несколько минут полета аэробус “А-300” загорелся в воздухе и рухнул недалеко от аэропорта на пригород Нью-Йорка Куинс.

На месте падения “А-300” начался пожар — загорелось более 10 домов, четыре из них были полностью разрушены.

Для США, переживших два месяца назад шок от атаки террористов на здания Всемирного торгового центра и Пентагон, подтверждение версии терроризма означает гарантированное возникновение в стране паники. Видимо, не случайно ФБР поспешило заявить о том, что версия теракта пока не рассматривается.

Предположительно на борту аэробуса “А-300” находились 246 пассажиров и 9 членов экипажа.



Очередная трагедия в Нью-Йорке поставила Буша и Путина перед тяжелым моральным выбором. С одной стороны, вопросы, которые планировалось обсудить на встрече в верхах, временно отошли на второй план. С другой — отменить визит означало бы капитулировать перед террористами (даже в случае, если крушение самолета было вызвано техническими неполадками). Выход из этой дилеммы мог быть только один: визит не отменять.

Владимир Путин узнал о новой катастрофе в США, когда он находился еще в Москве. Не прошло и получаса — путинский пресс-секретарь заявил: планы шефа относительно визита в США не изменились...

На вторник были запланированы переговоры с Бушем в Белом доме и “походы” в конгресс и наше посольство в Вашингтоне. На среду — поездка в Техас с посещением бушевского ранчо. А в четверг Путин рассчитывал провести несколько часов в многострадальном Нью-Йорке. График Джорджа Буша уже начал сбиваться — из-за авиакатастрофы он отложил интервью группе российских и американских журналистов и созвал на экстренное собрание своих советников...

В случае катастрофы дома даже самые важные международные встречи лидеров обычно безжалостно отменяются. Политикам, которые нарушают это правило, приходится платить очень серьезную цену. Но в случае, когда страна сталкивается с масштабными проявлениями террора, действовать может и другая логика. В самый разгар кризиса, вызванного захватом Басаевым больницы в Буденновске в 1995 году, Ельцин все-таки решил поехать на саммит “большой семерки”. Тогда это решение многие сочли аморальным и крайне вредным для имиджа президента.

Но сейчас ясно, что решение Ельцина все-таки было правильным. Смысл террора не только в нанесении физического ущерба врагам, но и в их моральном подавлении. Отказ от поездки Б.Н. на саммит продемонстрировал бы, что Басаеву это удалось.

Теперь для американцев сложилась похожая ситуация. На момент подписания этого номера причины крушения авиалайнера еще не были точно установлены. Но, даже если выяснится, что террористы не имеют к этому никакого отношения, саммит должен пройти.

По мнению множества наблюдателей, встреча в верхах должна была стать поворотной для отношений между Москвой и Вашингтоном. Планировалось, например, достичь компромисса по вопросу о противоракетной обороне и даже закрепить союзнические отношения между двумя странами. Можно не сомневаться, что теперь саммит будет менее результативным. Бушу и другим американским лидерам будет довольно трудно сосредоточиться на вопросах отношений с Россией.

* * *

Уже через 2 часа после трагедии пресс-служба ФБР заявила, что о теракте речь не идет. Во всяком случае, пока. Скорее всего — и к такому мнению склоняются большинство экспертов — причиной авиакатастрофы стала поломка одного из двигателей. По словам очевидцев, он загорелся в воздухе и отвалился от крыла. Многие слышали взрыв.

Между тем аэробус “А-300” считается одним из самых безопасных самолетов в мировой авиации. Вчерашняя катастрофа оказалась шестой в истории эксплуатации этого типа самолета.

Что же могло произойти на борту аэробуса “А-300” в первые минуты после взлета? Ответить на этот вопрос корреспонденты “МК” попросили независимого эксперта по расследованиям авиапроисшествий Валентина Николаева.

1)
Если предположить, что на второй-третьей минуте полета произошло попадание птицы в один из двух (предположительно в левый) двигателей, это вряд ли помешало бы лайнеру уйти вверх на другом двигателе, работающем на максимальном режиме. Практика показывает, что в двухдвигательном самолете встреча с пернатыми чаще всего не приводит к катастрофе. Более опасный вариант — обрыв одной или нескольких лопаток турбины двигателя, что провоцирует изначальная неисправность агрегата или попадание в турбину фрагмента бетонного покрытия взлетно-посадочной полосы. Двигатель может “пережевать” инородное тело, а может сразу же выйти из строя.

2) Не исключен вариант полного отделения двигателя от узла подвески. Нарушение элементов подвески может вызвать отделение двигателя от пилона. Такой случай был при крушении “Боинга-747” израильской авиакомпании в начале 80-х годов в Антверпене, причем лайнер тоже упал на жилые дома.

3) Взрыв самолета “по техническим причинам”. В августе 1996 года через 15 минут после взлета из все того же аэропорта имени Джона Кеннеди взорвался над Атлантикой “Боинг-747”, следовавший во Францию. Спустя год американцы пришли к выводу, что причиной ЧП стало воспламенение паров топлива в центральном топливном баке лайнера из-за банальной неисправности проводки насосов и топливомеров. Потом такие же дефекты обнаружили еще у полутора десятков “Боингов”. Репутация аэробусов в этом плане вроде бы осталась незапятнанной, но конструктивно подобную подоплеку катастрофы нельзя исключить и здесь.

4) Террористическую версию, несмотря на заверение ФБР, тоже не стоит сбрасывать со счетов. Конечно, во вчерашнем случае версия проноса на борт бомбы почти исключена, так как контроль за пассажирами и экипажами в аэропортах многократно усилен. Но у террористов была и другая возможность — закрепить адскую машину магнитом на пилоне или на плоскости в районе двигателя при его обслуживании на летном поле. Свидетели уже говорят о том, что двигатель не отделился, а именно взорвался. Это как раз подтверждает возможность подрыва движка.

5) Высказывается и почти невероятная на первый взгляд гипотеза о поражении аэробуса с земли (из остановившейся автомашины или из кустов) террористом-одиночкой выстрелом из ПЗРК — переносного зенитно-ракетного комплекса “Стрела” или “Стингер”.

Наш специальный корреспондент Михаил ГУСЕВ передает из Нью-Йорка

В районе падения самолета проживают американцы среднего класса и выше. Здесь живет очень много русских. В районе, который тянется вдоль океана, частные двух-трехэтажные дома.

За время падения от пилота не поступило никакого сообщения на землю. Поскольку сейчас Нью-Йорк и без того живет в атмосфере страха, чрезвычайное положение было введено моментально — были закрыты все три международных аэропорта, перекрыты все мосты и туннели. Все повторилось, как 11 сентября, поэтому попасть к месту события невозможно. Даже ТВ-репортажи велись с отдаленных точек от места катастрофы.

Из нашего редакционного офиса на Манхэттене мы обзванивали знакомых, собирая свидетельства очевидцев. Вот некоторые из них: “Я был в кухне, когда увидел, как самолет или его части ударились в дом позади моего. Я увидел огромные клубы дыма. Я был не один среди людей, которые бежали по улице, и первая мысль была: атака террористов. Люди удивлялись, что самолет летел так низко, и все повторяли одно и то же — впечатление такое, что взорвалась бомба.

“После взрыва дома как будто подпрыгнули, люди выбежали на улицу с огнетушителями и поняли, что пожар настолько серьезный, что огнетушители не помогут”.

Неподалеку от места крушения находится дом российского писателя Георгия Вайнера. Мы пытались связаться с ним по телефону, но дома никого не оказалось.

Люди видели, как огромное количество пожарных, уже два месяца живущих в режиме ЧП, двинулось к месту аварии: 44 пожарных машины и 200 брандмейстеров и спасателей.

АЭРОБУС “А-300”

Размах крыльев — 44,84 метра

Длина — 54,08 метра

Высота — 16,53 метра

Количество пассажиров — 375

Крейсерская скорость полета — 889 км/час

Маршруты — межконтинентальные

Производство компании

Airbus Industries, Тулуза, Франция,

Двигатели — General Electric

* * *

Лондонский “Экономист” так характеризует авиакатастрофы: при разбеге самолета происходит 18 процентов аварий, при взлете 11 процентов, при наборе высоты — 7 процентов, при горизонтальном полете — 5 процентов, при последующем снижении — 3 процента, при заходе на посадку — 12 процентов, при посадке — 16 процентов и, наконец, при приземлении — 25 процентов. Половина пассажиров всех разбившихся за последние десять лет самолетов погибли, когда лайнеры врезались в землю

* * *

Кроме “А-300” вниз рухнули — в который раз! — котировки нефти. Цена упала сразу на 68 центов, достигнув 20,7 доллара за баррель. Падение спроса на авиационное топливо неизбежно отзовется новым понижением спроса на нефть, причем российская уйдет за границу в 17 долларов за баррель.

Но это не все. На европейских фондовых рынках отмечено снижение ведущих индексов.

Вполне очевидно, что этот рывок вниз отзовется на и так ослабевшем российском фондовом рынке.



Партнеры