Дяди подземелья

3 декабря 2001 в 00:00, просмотров: 1152

Если о чем и ходят легенды в народе, так это, конечно, о “таинственных”, понимай правительственных, линиях Московского метрополитена. По правилам советского жанра их просто не может не быть.

Чтобы в глубоких подземельях отцы нации могли пересидеть ядерные бомбежки. Или, рванув прямо из-под стен Кремля на запасной аэродром, вовремя эвакуировались. И уже издалека могли быть передовой и направляющей силой советского общества.

Конечно, об “обратной стороне” метро написано немало смелых статей. Поскольку власти их не подтверждают, но и не опровергают, то это молчание (как знак согласия) провоцирует исследователей на новые поиски...

Бесконечные лабиринты Московского метрополитена до сих пор считаются самым загадочным явлением столицы. Заброшенные станции, тупиковые тоннели и никогда не действующие, но все же существующие призраки-платформы то и дело вызывают интерес у диггеров. Но все же самой закрытой темой даже среди этих бесстрашных людей остаются секретные спецлинии правительственного метро, или попросту — “Метро-2”.

Первые ветки правительственного метро появились задолго до его всенародного рождения в 1935 году. Еще тогда в спецпроекте была заложена станция “Советская” — между “Театральной” и “Маяковской”. В процессе строительства по личному распоряжению Сталина “Советскую” приспособили для подземного пункта управления Московского штаба ГО. Вследствие ее закрытия возник необоснованно длинный перегон в самом центре Москвы, который был ликвидирован только в 1979 году. Для этого была построена станция “Тверская”. Реализация проекта обошлась очень дорого даже по временам застоя. Если внимательно смотреть на перегон перед “Тверской”, можно увидеть следы “Советской”...

Следующим шагом был довоенный, а также послевоенный проект модернизации “Арбатско-Покровской” для связи Кремля с обоими сталинскими бункерами. Сталин до войны планировал построить самый большой стадион, причем не только для ожидаемой Олимпиады. На идею “Стадиона СССР” (или “...Народов”) его натолкнули массовые пропагандистские мероприятия, часто проводимые нацистами в Германии. Под будущим стадионом (кусок которого все-таки построили) был возведен бункер для Сталина с небольшим залом для выступлений и тоннелем к трибунам. Также были сооружены два автомобильных тоннеля: к Кремлю (причем ворота тоннеля расположены точно под Спасскими воротами) и в район станции метро “Сокольники”. Существует переход от “Измайловского парка” к бункеру. Средний путь на станции кроме обслуживания запланированного большого пассажиропотока нес функцию спецпути Сталина во время торжественных мероприятий. Обратите внимание на изящные лампочки, освещающие средний путь. Их нет на крайних путях...

О чрезмерной мнительности Сталина было всем известно. С первых дней войны он колебался: оставаться ли ему в столице или уехать вместе с правительством в Куйбышев (ныне Самара)?

Когда бомбежки Москвы участились, он приказал построить бомбоубежище, которое вырыли в Кунцеве на глубине пятнадцати метров, — туда тоже идет автомобильный тоннель: от общественной приемной Минобороны на Мясницкой, 37, через Кремль. Для того чтобы полностью обезопасить вождя, в качестве перекрытий использовали чугунные рельсы. По мнению сотрудников МЧС, сооружение и сегодня выдержит прямое попадание авиационной бомбы. Из-за этого бункера и был пущен в 1953 году загадочный участок глубокого заложения “Площадь Революции”—“Киевская”: Сталин боялся повторения случая с попаданием авиабомбы в перекрытие тоннеля на перегоне между “Смоленской” и “Арбатской”. Участок был сооружен в рекордно короткий срок — менее чем за два года, — несмотря на то, что трасса проходила в исключительно неблагоприятных гидрогеологических условиях.

Линия №1

Сдана в эксплуатацию в 1967 году. Длина 27 км. “Станции”:

— Кремль.

— Библиотека им. Ленина.

— Желтый дом с башенкой на Смоленской площади (это особенный дом: в нем входы в две системы метро — на Филевскую линию и в спецметро).

— Бывшая резиденция первого и последнего Президента СССР на Ленинских горах.

— Подземный город под Раменками (вместимость: 12000—15000 человек).

— МГУ (вход у КПП зоны “Б”).

— Академия ФСБ и Институт криптографии, связи и информатики ФСБ России (огромное кирпичное здание при въезде в Олимпийскую деревню).

— Академия Генштаба.

— Запасной телецентр в районе Теплого Стана.

— Правительственный аэропорт “Внуково-2”.
История про ветку от “Парка культуры” до “Университета” гласит, что сооружали ее специально к молодежному фестивалю 1957 года. В духе решений Хрущева об удешевлении строительства проектировщики решили проложить часть пассажирской трассы по уже построенному к тому времени тоннелю Метро-2 Первой линии. Казалось бы, есть готовый тоннель, прорытый под Москвой-рекой, — значит, не понадобится тратить время и деньги на постройку нового перехода через эту водную преграду. Но в самый последний момент “компетентные органы” сказали решительно: нет! И пришлось пороть горячку, меняя проект, уводя новую трассу метро в сторону и сооружая метромост со станцией “Ленинские горы”. Памятью о той давней “неувязочке” остался характерный изгиб этой линии метро в районе станции “Спортивная” и погибающий ныне чудо-мост, который возвели второпях, с нарушениями строительной технологии...

Если ехать от “Спортивной” к “Университету”, то слева по курсу вначале виден перегон, соединяющий встречные пути. Затем — ответвление влево по ходу поезда. Официально это — оборотный тупик, но он продолжается дальше, спускается между основными тоннелями под реку и по дуге круто уходит в сторону. Контактный рельс в этом тоннеле обрывается. Сам тоннель в итоге упирается в стальные ворота. Это единственное место в Москве, где обычное метро соприкасается с правительственной спецлинией.

Когда строили Главное здание МГУ, то вырыли огромный котлован под фундамент, залили жидким азотом, потом поставили холодильные установки — в то место, которое потом стало называться 3-м подвалом, или этажом “3”. Этой зоне был присвоен статус секретной, так как в случае возможной диверсии и вывода из строя морозильников через неделю здание сползет в Москву-реку. Заведовало 3-м подвалом 15-е управление КГБ. Именно этот уровень МГУ соединяется с подземным городом в Раменках и станцией “Метро-2”.

В Тpопаpевcком леcопаpке, за Академией Генштаба, можно увидеть вентиляционные шахты метро. Сама Академия Генштаба — это комплекс строений, с центральным зданием и боковыми вокруг. Если смотреть с улицы, то в них по пять этажей, а на самом деле — намного больше. Лифт идет под землю еще на несколько. Из некоторых источников было вытянуто “наверх”, что это — выход к “Метро-2”.

Когда не существовало станции “Проспект Вернадского”, на месте гостиницы “Салют” была грандиозно пересеченная местность: овраги, каскад прудов, речка... В 1968—1970 гг. это все аккуратно засыпали большим количеством грунта, взятым, вероятно, со строительства Первой линии и подземного города в Раменках.

Если провести линию от “Юго-Западной” в Очаково и “отложить” еще метров 500, попадаем на место, где было нечто похожее на бетонный заводик. Каждое утро вниз спускалась жуткая уймища народу. По свидетельству местных жителей, все это продолжалось вплоть до 1979 года...

Основная строительная база Первой линии и есть тот самый пресловутый “бетонный заводик” южнее МГУ. Именно туда ввозились материалы и оттуда вывозилась земля.

По некоторым сведениям, Первую линию в 1986—1987 гг. удлинили. И вот почему.

Есть в Подмосковье два интересных места. Это военный городок Власиха (он же Одинцово-10). Там в 1958—1964 гг. был построен командный комплекс РВСН с 4-ярусным бункером и резиденцией для командующего. В 1986—1987 гг. построили новый, 12-ярусный бункер, в двух километрах от старого. Рельсы внизу там видели точно.

Есть еще местечко Голицыно-2. Там располагается ЦУП Военно-космических сил. И вот что любопытно: входы в бункеры сделали в небольших зданиях, вроде жилых. Людям, работающим там, достоверно известно, что именно здесь проходит ветка до “Внуково-2”.

Непосредственно в самом Одинцове в 1987 году начали строить жилой район “Новые дома” — для строителей “Метро-2”. Возможно, там тоже имеется подземная станция...Линия №2

Сдана в начале 1987 года. Длина 60 км (мировой рекорд по длине метротоннеля). Начинается от Кремля, затем идет на юг параллельно Варшавскому шоссе, через Видное — в правительственный пансионат “Бор” (там — запасной командный пункт Генштаба).
На линии есть законсервированная станция, на которую ведет тот самый загадочный переход с “Третьяковской” Калининской линии.

Вероятно, что линию хотели продлить в новый бункер “Вороново” (в 74 км к югу от Кремля). Есть еще сведения, что линия уходит куда-то за Чехов. К примеру, старожилы из Алачкова рассказывают про местный военный городок, в котором, по слухам, на 30 этажей под землей находится нечто вроде учебного центра для подготовки машинистов и технического персонала правительственного метро.

В Крюкове (что у Чехова) постоянно жалуются, что просыпаются ночью от стука колес, причем складывается впечатление, что поезд проезжает прямо под ними.

В Видном рассказывают, что в начале 80-х у них что-то копали, и очень глубоко. Груженые самосвалы выезжали из-под земли целыми колоннами, причем по спиралеобразной дороге, как с огромного карьера. В итоге за бетонным забором стоит невзрачное строение без опознавательных знаков...Линия №3

Сдана тоже в начале 1987 года. Длина 25 км. Начинается от Кремля, потом — Лубянка, штаб ПВО Московского военного округа на Мясницкой, 33 (находится по соседству с общественной приемной Минобороны на Мясницкой, 37, которая, в свою очередь, имеет автомобильный тоннель к даче Сталина в Кунцеве).
Во время войны на станции “Кировская” находились отделы Генерального штаба и ПВОшники. Поезда там не останавливались, а перрон был отгорожен от путей высокой фанерной стеной. После войны следы этой деятельности еще долго уничтожались. Под станцией и зданием на Мясницкой, 33, для ЦКП ПВО был построен новый бункер.

Главный штаб ВВС и ПВО расположился в поселке Заря Балашихинского района, где находится военный городок с 20000 жителей.

Линия проходит параллельно шоссе Энтузиастов и через Измайловский парк. Скорее всего имеет станцию рядом с “Красными воротами”.

Людей, работающих в бункере пос. Заря, называют “кротами”. Каждый день они заходят в неприметный с виду кирпичный домишко и на лифтах спускаются на глубину 122 метра. Так они оказываются на одном из самых секретных военных объектов России. Этот подземный город — Центральный командный пункт (ЦКП) войск ПВО, святая святых нашей оборонной мощи. Попасть туда не могут даже первые госчиновники и важные зарубежные гости. Для любой “экскурсии” необходимо личное разрешение министра обороны.

“Зарываться в землю” нашим военным партия приказала еще в 1958 году. Все главные штабы и ЦКП в срочном порядке стали переносить в ближайшее Подмосковье. “Холодная война” в любую минуту могла превратиться в ядерную, и первые же бомбардировки столицы могли оставить армию без “глаз”, “ушей” и “языка”. Чтобы этого не случилось, решили срочно “закопать в землю” все самое ценное и уже из мощных бункеров руководить войсками.Линия №4

Информация про нее — почти вымышленная.

В бюджете России 1997 года была заложена сумма на ее строительство. Причем этот факт вызвал скандал и разбирательство в конгрессе США, т.к. должны были строить за счет американских кредитов. Будет она начинаться в районе “Смоленской” или ул. Косыгина как ответвление от Первой линии, затем под парком Победы (где будет использовать инфраструктуру совместно с запланированной веткой обычного метро) — в новый бункер ГО “A-50” на Рублевском шоссе, 48, рядом с домом Ельцина на Осеннем бульваре. Потом линия пройдет в санаторный бункерный комплекс в Барвихе.
Вся система спецметро ранее находилась в ведомстве 15-го управления КГБ (“подземщики”). Впоследствии эта структура перешла под крыло ФСБ. Причем людей они вербуют из обычных метростроевцев, большинство которых живет в Одинцове.

На сегодняшний день основная функция спецметро — готовность к эвакуации. Кроме того — хозяйственные перевозки, грузы, обслуживающий персонал и т.п.

Вся система однопутна. Строительство велось закрытым методом, причем без промежуточных шахт (как тоннель под Ла-Маншем). Контактный рельс на дальних перегонах не используется — только на центральных. В основном все метросоставы состоят из 4 вагонов: по концам — два контактно-аккумуляторных электровоза, в центре — 2 салон-вагона. Регулярно все спецсоставы проходят плановый ремонт в метродепо “Измайлово”.



Партнеры