АРМИЯ ТРЕБУЕТ СПАСЕНИЯ

Россия ведет войну. Слова о “международном терроризме”, которые многими воспринимаются как обыкновенный штамп, на самом деле — суровая правда жизни. И ставка в этой войне ровно такая же, как и 60 лет назад, — существование российского государства.

Поэтому очередная коллегия Министерства обороны с подведением годовых итогов вызывает огромный интерес. Ведь в условиях войны именно от состояния армии зависят шансы на успех. Принимать годовые итоги в “пентагон” на Знаменке, за исключением премьера Касьянова, собралось все “путинское политбюро”. Кроме президента своим вниманием собрание почтили: глава администрации Волошин, вице-премьер Кудрин, секретарь Совбеза Рушайло, директор ФСБ Патрушев, министр внутренних дел Грызлов, полпреды президента в федеральных округах...

Впечатление от состояния Вооруженных сил можно было составить даже по внешнему виду собравшихся офицеров. В зале собралось несколько сотен генералов и адмиралов. От их форменных полупальто с большими звездами на погонах ломились гардеробы. При этом большей частью собравшиеся напоминали помещиков-крепостников либо белогвардейских атаманов из советских фильмов. Немолодые, очень неспортивные, многие с огромным избыточным весом и очевидными проблемами с давлением — так выглядят теперь наши военачальники. Многие из них начали засыпать прямо во время важнейшего доклада министра обороны, который шел меньше часа. Трудно представить себе, что эти люди могут реально управлять войсками в боевых условиях...

Из выступления президента и министра обороны стало ясно, что главная проблема — моральное и физические устаревание оружия. Армии необходима новая техника. Причем закупать ее сейчас денег нет. Это несмотря на то, что в 2002 году финансирование Вооруженных сил заметно улучшилось.

По-прежнему не хватает кадров, не решены социальные вопросы. В прошедшем году офицерам было выделено около 25 тысяч квартир. Еще по меньшей мере около 100 тысяч офицеров остаются без жилья. Одним из важных достижений стало то, что впервые большая часть военного бюджета открыта для депутатов и рядовых граждан. Теперь расходование средств можно жестче контролировать, особенно учитывая то, что наконец все счета МО переведены в федеральное казначейство.

Много говорили и о воинских преступлениях. Сергей Иванов даже позволил себе фразу, что многие офицеры относятся к рядовым и сержантам как к “неодушевленным предметам”. И хотя количество преступлений в абсолютных цифрах падает, ситуация остается чрезвычайно тяжелой. Особенно в Северо-Кавказском, Сибирском и Дальневосточном округах.

Поэтому, несмотря на появившиеся положительные тенденции, боевая подготовка — главное, для чего существуют ВС, — остается на очень невысоком уровне. Путем огромных усилий Министерство сумело добиться увеличения годового налета пилотов: сейчас в среднем он равен 24 часам. Но для поддержания навыков военному летчику необходимо минимум 80 часов налета в год.

Все последние годы о состоянии Вооруженных сил общество знало. Не могло не видеть того, что офицеры нанимаются сторожить коммерческие палатки. Но всегда были задачи поважнее. То залоговые аукционы провести, то на выборах победить, то “Связьинвест” завоевать. И вот дошли... Малоспособный к изменениям генералитет, воспринимающий призывников как крепостных. Тяжелейшее техническое состояние. Случись что, ведь не сможем даже мобилизацию провести...

По большому счету, России просто везет, что больших войн не предвидится. И с Чечней сколько лет не можем разобраться. А ведь с каждым годом угроза с Востока и Юга будет возрастать.

Еще Наполеон сказал: те, кто не хочет кормить свою армию, будут кормить чужую. Требуются экстраординарные усилия всех представителей власти, всего общества для того, чтобы что-то успеть изменить, подлатать, улучшить. Ведь даже из вчерашнего заседания совершенно ясно: сама армия себя спасти не сможет.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру