ИСТОРИИ С ВЕЛИКИМ МАЭСТРО

Он не только великий шахматист и первый русский чемпион мира, но и единственный шахматный король, ушедший непобедимым. Алехин умер за шахматной доской.

Полуэктов и рецидивист

О феноменальной памяти Алехина свидетельствует случай, который произошел в 1919 году, когда он работал на одной из киностудий. В вестибюль вошел какой-то человек и попросил позвать кого-нибудь из учебной части.

“Слушаю вас, гражданин Полуэктов”, — отозвался Алехин. “Разве мы с вами знакомы?” — удивился посетитель. ”Четыре месяца назад, — улыбнулся Алехин, — вы заказали в аптеке Феррейна лекарство по рецепту врача Заседателева для вашей шестилетней дочки Анны, у которой болело горло. Я стоял в очереди и случайно услышал ваш разговор с фармацевтом”. Полуэктов лишился дара речи. “Вы тогда носили пенсне в роговой оправе, — продолжил Алехин. — Достали из левого бокового кармана серый бумажник крокодиловой кожи и вынули из него...”

Но Алехин не договорил. Испуганный гость выбежал на улицу и с тех пор никогда больше не появлялся в этой студии. Смешная ситуация, но когда будущий чемпион мира спустя год работал в другом месте — следователем в Главном розыскном управлении милиции, — многим “жертвам” его памяти было не до смеха.

...Как-то Алехин услышал разговор дежурного с задержанным, назвавшим себя Иваном Тихоновичем Бодровым.

“Как вы сказали, ваша фамилия?” — вмешался Алехин. “Бодров, — повторил тот. — А что?” — “Вы не Бодров, а Орлов, — уточнил Алехин. — И не Иван Тихонович, а Иван Тимофеевич”. — “На пушку берете, начальник. Не на того напали!”

“Пару лет назад в военкомате, где я вас впервые встретил, вы представились Иваном Тимофеевичем Орловым, — сказал Алехин. — На груди у вас висел золоченый крестик на тонкой цепочке из белого металла, а под ним была небольшая родинка”.

Преступник замер на месте словно вкопанный. Когда дежурный расстегнул у него ворот рубашки, все увидели крестик на цепочке и родинку. Вскоре следствие установило, что этот человек действительно Орлов, рецидивист, сбежавший из заключения.

Загадочный сеанс

Гроссмейстер Найдорф сумел разделить в турнире очко с Алехиным.

“Поздравлю вас, молодой человек, — протянул ему руку партнер. — Теперь вы можете гордиться почетной ничьей с чемпионом мира”. — “Извините, но счет наших встреч 1,5:0,5 в мою пользу”, — улыбнулся Мигель. “Что за шутки?” — удивился шахматный король. — “Да-да, однажды вы проиграли мне в сеансе одновременной игры в Варшаве”.

— “Этого не может быть, вы ошиблись, — твердо заявил Алехин, — я помню в лицо всех шахматистов, которые когда-либо выигрывали у меня, в том числе и в сеансах”.

“Разрешите напомнить вам обстоятельства, при которых это произошло, — сказал Найдорф. — В том давнем сеансе было запланировано 25 досок, но вас попросили допустить еще двух подростков, жаждущих сразиться с такой знаменитостью. Однако число 25 было оговорено заранее, и вы отказались. “Неужели вы испугались этих мальчишек?” — обвинил вас кто-то из организаторов. “Что?! — возмутились вы. — Да я готов играть с ними вслепую!” И тогда ребят в самом деле посадили вдали от столиков, так, что вы не могли их видеть. Сеанс закончился со счетом 24:1, а единственную победу над вами одержал один из мальчиков, с которым вы играли вслепую. Это как раз был я!”

“Так это вы эффектно пожертвовали мне ладью?! — воскликнул Алехин, который, конечно же, вспомнил ту шахматную встречу. — А я двадцать лет мучаюсь, что так и не увидел соперника, столь искусно обыгравшего меня в Варшаве!”


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру