КОВБОЙСКАЯ ХИТРОСТЬ

Инспектора ООН все еще ищут в Ираке оружие массового уничтожения (ОМУ), но в принципе вопрос уже решен: при поддержке союзников США вооруженным путем свергнут режим Саддама Хусейна.

Впрочем, еще несколько месяцев назад казалось, что Вашингтон просто “попрет” на Багдад, не особенно задумываясь о таких мелочах, как буква международного права и мнение всяких других держав. Но на практике американская политика оказалась намного более утонченной.

Казалось бы, этот “мягкий” подход — рискованное дело. А вдруг Саддам Хусейн вправду сдаст все без исключения свои наработки ОМУ, публично признает, что раньше обманывал инспекторов ООН, а теперь зуб дает — все будет по правде?

Но на Саддама можно положиться — он практически всегда выбирает наихудший для себя и своей страны вариант. В начале восьмидесятых иракские войска вероломно начали агрессивную войну с целью отторгнуть у соседей богатые нефтью населенные арабами пограничные провинции. После восьми лет кровопролитнейших боев, после чудовищных потерь, истратив сотни миллиардов долларов, Саддам при поддержке США, СССР и Франции сумел с огромным трудом закончить войну вничью.

В 90-м Саддам вновь внезапно и вероломно напал на соседний Кувейт, тем самым объединив против себя практически весь мир, включая большинство арабских стран. Силы союзников во главе с США наголову разгромили иракскую армию, освободили Кувейт, а режим Саддама Хусейна хоть и уцелел, с тех пор все время висит на волоске, который сегодня Вашингтон наконец готов перерезать.

Теперь багдадский режим послал в ООН доклад на 12 тыс. страниц, в котором доказывает, что ОМУ у него нету (в Вашингтоне в шутку этот доклад назвали самой длинной в истории предсмертной запиской самоубийцы). Одновременно Ирак официально расторг контракт с крупнейшей российской нефтяной компанией “Лукойл” о совместной разработке крупнейшего месторождения “Западная Курна-2”.

Москва долгие годы доказывала в ООН, что санкции против Ирака надо сворачивать, а все вопросы, связанные с ОМУ, решать путем исключительно переговоров. “Лукойл”, подписавший в 97-м контракт по Западной Курне, был главным признанным проиракским лоббистом в нашей стране. В Кремле в принципе еще весной этого года было принято принципиальное решение не мешать президенту Бушу — партнеру по антитеррористической коалиции — разобраться по-свойски с Саддамом. Но, несмотря на это, “Лукойл” — мощная сила и в МИДе, и во всем остальном аппарате — помог, по мнению знающих людей, сохранить определенный баланс в российской политике относительно Ирака.

Надо заметить, что американцы, как всегда, четко выделили эту проблему и начали ее конкретно решать. Было создано впечатление, что война может начаться в любой момент, и в Москве все более беспокоились о том, как обезопасить наши экономические интересы в Ираке после Саддама — как нефтяные контракты, так и долг за поставки вооружений и военной техники в восьмидесятые во время войны с Ираном. (Основной долг — 7238 млн. долл., с процентами сегодня выходит что-то около 8 млрд.)

Сначала американскую позицию зондировали на дипломатическом и на высшем уровне. В последнее время в контакты вступил и сам “Лукойл”. Официальные представители руководства “Лукойла” признают, что 5 декабря группа американских сенаторов посетила штаб-квартиру компании в Москве и там дала совершенно твердые обещания, что соглашение по Западной Курне будет безусловно выполняться. (“Контракт есть контракт”.) При этом американская сторона “подсказала”, что для получения дополнительных гарантий “Лукойлу” следует также связаться с представителями иракской антисаддамовской оппозиции: “Это их страна — мы, американцы, не в праве распоряжаться чужими национальными богатствами”.

Похоже, контакты с оппозицией состоялись, причем речь шла, как сообщают, в том числе и о материальной помощи. Потом сведения (или слухи) об “измене” были очень оперативно доложены лично Саддаму, и он приказал немедленно разорвать контракт по Западной Курне.

После иракский посол в Москве Аббас Халаф постарался подсластить пилюлю, заявив, что с российской компанией “Зарубежнефть” (в отличие от “Лукойла”) сотрудничество будет продолжено. На прошлой неделе за пару дней до одностороннего разрыва контракта по Западной Курне гендиректор “Зарубежнефти” Николай Токарев заявил в интервью, что некие не названные им российские нефтяные компании под давлением американцев связались с иракской оппозицией, но что “Зарубежнефть” этого делать не собирается.

Впрочем, политическое влияние “Зарубежнефти” просто несравнимо с “Лукойловым”. Теперь совершенно ясно, что, когда США вскоре потребуют от Совбеза ООН новой резолюции для легализации нападения на Ирак, Россия точно не станет накладывать на нее вето.

Надо честно поздравить американцев с блестяще проведенной операцией: всего лишь с помощью искусных закулисных маневров, не дав ничего материального взамен, они поменяли политическую ориентацию “Лукойла” (и России) по иракскому вопросу. Кстати, теперь после падения Саддама нет никакой формальной необходимости действительно отдавать “Лукойлу” перспективную Западную Курну. Контракт он, конечно, контракт, но теперь ведь его вроде бы разорвали и нужен, наверное, новый, и с новыми, в том числе негласными условиями по, скажем, еще более близкой привязке российской внешней политики к американской и еще чего прочего в том же духе.

В России до сих пор почему-то продолжают считать американцев тупыми ковбоями, которые только и умеют, что палить с бедра, в то время как за полвека “холодной войны” тамошняя правящая элита научилась управлять миром не хуже, чем английская времен британской империи. Американские руководители чаще изображают простых парней, чем являются таковыми, и российским “партнерам” придется, похоже, не раз еще в этом убедиться.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру