СОН В ЗИМНЮЮ НОЧЬ

24 декабря 2002 в 00:00, просмотров: 698

В начале позапрошлого столетия предприимчивый француз по фамилии Лемольт выписал в Петербург из Парижа куклы, декорации, театральные машины, и на Большой Морской улице появился первый в России театр для детей — Театр марионеток. Там показывали водевили, волшебные драмы и комедии, удивляя и приводя в восторг маленьких зрителей.

А вот наши храмы Мельпомены не любят ставить детские спектакли, потому что они, как правило, малобюджетны, и особо на них не заработаешь. Но в эти предновогодние дни о детях вспомнили не только те, кому это по долгу службы положено — детские театры, — но и целый ряд театров для взрослых.

Театр им. Островского решил поставить спектакль “Тайна рождественской звезды” — кстати, по пьесе журналиста “МК” Сергея Бычкова. В основе — библейская легенда о рождении Иисуса Христа, однако никаких нравоучений и сложностей библейского языкового стиля нет: просто старый Дед Мороз рассказывает юному Новому году, откуда на елке взялась звезда. Вместе с Новым годом персонифицируется и само елочное украшение: звезда превращается в человека, который приводит волхвов к колыбели новорожденного Спасителя.

К прошлому Новому году Театр им. Островского отметился “Двенадцатью месяцами”. В этом году сказка перекочевала в Театр клоунады Терезы Дуровой, где над известной всем историей так поработали, что ее не узнать: главную героиню превратили в Бедную Лизу — длинную, вечно голосящую дурынду, перепачканную сажей. Ее сводных сестер — Душеньку и Грушеньку — играют представители мужской половины труппы, да и все 12 месяцев предстанут в весьма нестандартном виде. Кроме того, перед спектаклем грозят устроить акцию “Звезды и дети”. Это значит, что за 40 минут до последнего звонка в фойе появляются актеры в костюмах, среди которых скрывается тщательно загримированная звезда. В прошлом году под маской овечки была спрятана Настя Макаревич, а когда она еще и спела свою “Осень”, восторгу юных театралов не было предела. С кем ждет их встреча в этом году — пока секрет.

За историю о маленьком Мишке, т.е. медвежонке, который в новогоднюю ночь решает идти в лес встречать Новый год, взялся Комический театр “Квартет И” и ставит “Сон в зимнюю ночь”. Мишка попался храбрый, потому что продолжает свой путь, несмотря на жуткий страх заблудиться. В театр уже завезли сугробы в виде ткани, металлических конструкций и каркасов и пять искусственных елок. Самая высокая — та, у которой Мишка встречает Деда Мороза, — аж три метра.

Два Деда Мороза — Красный Нос и Синий Нос — делят сферы влияния в спектакле Дома актера “Волшебная карта” и в конце концов приходят к консенсусу. Синий Нос при этом разъезжает на роликах — видимо, чтобы быть ближе к народу, который придет на него посмотреть. В спектакле задействована детская балетная группа “Меридиан”.

Детский музыкальный театр им. Наталии Сац покажет сказку “Снежная королева” в постановке Виктора Рябова. Это красивая опера с развернутым ансамблем, ариями... Главный помощник Снежной королевы — Тролль, в костюме в виде кокона, из которого потом по волшебству Королевы вылупляется человек. А королевская свита — это стая белых птиц, в образе которых на сцене предстают дети из хореографического коллектива “Эльф”. Главная сложность декорации — многоэтажная конструкция карусели, на ярусах которой и происходит действие спектакля. Здесь появляются и комната Герды, и трон короля, и карета, и северный олень, на котором Герда едет спасать Кая. А Кай ничего не чувствует. Он как робот, потому что заморожен, ему холодно. В спектакле он танцует под музыку в стиле рэп.

В Театре им. Гоголя музыкальный спектакль “Госпожа Метелица” поставлен по сказке братьев Гримм (постановщик — Арнольд Швецов, композитор — Валерия Беседина). Сюжет “Госпожи Метелицы” напоминает наших “Золушку” и “Морозко”. Спектакль оформлен в готическом стиле. Сидя в зале, зритель увидит, как перед ним открывается огромная книжка, а на каждой странице — новое время года, новый этап путешествия главной героини Марихен. В виде книги оформлены и кулисы, а на занавесе нарисованы герои разных сказок: “Бременских музыкантов”, “Белоснежки и семи гномов”...

Бюджет всех этих спектаклей колеблется от 30 тысяч рублей в Доме актера, где особенно неоткуда ждать помощи, до полутора миллионов в Театре клоунады Терезы Дуровой. Здесь все поставлено на такую широкую ногу, что малобюджетными назвать спектакли этого театра просто язык не поворачивается. Все костюмы, в том числе и для детских спектаклей, шьются в Петербурге у Татьяны Морозовой, которая работает с такими известными личностями, как, например, Валерий Леонтьев.

Тем не менее, несмотря на разницу в деньгах, потраченных на спектакли, ни один театр не собирается отделаться простой елкой или легким детским представлением. Это и не возымело бы должного действия — ведь, чтобы удивить чем-то сегодняшнего ребенка, нужно постараться. Поднаторев в “Секретных материалах” и “Звездных войнах”, чадо запросто может вопросом поставить в тупик даже самого продвинутого родителя. И все-таки есть кое-что, чего не вытравить из детской души никакими атаками клонов, пауков и прочей дребеденью: дети верят в сказки.




Партнеры