ЧЕМ КОНЧИЛАСЬ “НЕБЕСНАЯ” ГОЛОДОВКА?

26 декабря 2002 в 00:00, просмотров: 479

Если бы вчера правительству не удалось договориться с бастующими авиадиспетчерами, в ближайшие два-три дня треть воздушного пространства России могла бы оказаться бесконтрольной — в акции протеста приняли участие более 40 предприятий организации движения воздушного транспорта по всей России. Поскольку устраивать классические акции протеста “небесным контролерам” запрещает закон, они голодали. Истощенных же диспетчеров врачи не имели права допускать к работе — в результате полеты в зоне работы того или иного центра управления просто прекращались. Аэропорты простаивали, авиакомпании терпели колоссальные убытки, пассажиры томились в залах ожидания и грозили подать на обидчиков в суд. Вот только на кого именно, было непонятно.

Переговоры бастующих с Минтрансом длились несколько дней. И вот вчера компромисс был найден. О чем договорилось правительство с авиадиспетчерами — этот вопрос мы задали министру труда и соцразвития Александру Починку.

— Александр Петрович, насколько обоснованы слухи о низкой зарплате авиадиспетчеров?

— Это смотря с чем сравнивать. Заработок российского авиадиспетчера, безусловно, ниже, чем у его европейского или американского коллеги. Но выше, чем в среднем у россиян: руководители получают от 14 тысяч рублей, среднее звено — около 10 тысяч, начинающие диспетчеры — от 5 тысяч (средняя зарплата в ноябре в России составила 4875 рублей. — “МК”). Сегодня авиадиспетчеры говорят, что в 1998 году они в пересчете на доллары зарабатывали гораздо больше. Но до кризиса все, не говоря уж о бюджетниках, зарабатывали гораздо больше!

— Готово ли было правительство к жестким мерам?

— Нет, конечно. Минтранс действовал строго в пределах своих полномочий. Однако, если б голодовки продолжались, это ударило бы в первую очередь по самим же диспетчерам. Многие рейсы были бы отменены, а значит, аэропорты и авиакомпании понесли бы еще большие убытки. Ситуация — прямо как в русской сказке, когда битый небитого везет. К сожалению, сегодня у нас нет богатых авиакомпаний, которые могли бы позволить себе больше платить за навигацию и прочие необходимые услуги.

— И каким в итоге получился компромисс?

— Уже с 1 января зарплата диспетчеров будут увеличена на 15,74%. А поскольку прибавку получат рядовые сотрудники, а не начальники, повышение по основному звену составит 28,4%. Дальнейшее повышение зарплаты будет зависеть от того, сумеют ли авиапредприятия увеличить свои доходы. То есть диспетчеры согласились с правительством, что повышение зарплат нужно заработать.

— Не боитесь, что завтра начнут голодать врачи и учителя?

— Бюджетники, в отличие от руководителей авиапредприятий, не могут требовать повышения зарплаты (бюджет-то уже сверстан. — “МК”). То есть ставить вопрос о повышении зарплаты можно будет только в следующем бюджете — 2004 года.




Партнеры