“РИГОЛЕТТО” ПО-ВЗРОСЛОМУ

11 января 2003 в 00:00, просмотров: 473

В рождественские дни в детском театре “Экспромт” на Чистых прудах попытались доказать, что если нельзя, но очень хочется, то все можно. Во всяком случае, здесь сыграли взрослую оперу “Риголетто”. Режиссер — Наталья Тимофеева, художник Иван Миляев, музыкальный руководитель и дирижер Игорь Сукачев.

Опера Джузеппе Верди из жизни итальянского двора по драме Виктора Гюго — образцово-показательное сочетание мини-возможностей с макси-желаниями. Первое мини это: зал на 80 мест, крохотная сцена, отсутствие оркестровой ямы — и все это против такого объемного вида искусства, как опера. И тем не менее оркестр из пяти музыкантов примостился слева от самой сцены. А на сцене, по заднику, установили огромный из цветного стекла круг, вращение которого символизировало игру судьбы и случая. Так в “Экспромте” начался сеанс оперы “Риголетто”. Свое прошлое и будущее в дождливый день пришел узнать горбатый господин в плаще, шляпе и с зонтиком вполне современного вида.

Режиссерский ход через новомодное обращение к потусторонним силам, спиритическим и прочим сеансам придал старому сюжету актуальное оформление и был разыгран как драма. Впрочем, драматическая часть быстро перешла в музыкальную. На тесной сцене появились Герцог (Виталий Маслаков), придворный шут и горбун Риголетто (Александр Аксенов), как все шуты, умный и злой, знающий слабости своего господина. Впрочем, эти самые слабости тут же были продемонстрированы: Герцогу привели юное создание, с которой он и совершал развратные действия, точнее, их имитацию под изумительную музыку Верди.

Дальше сюжет известен — ловкий шут сам пал жертвой своего коварства. Глупейшее обстоятельство, которое всегда объяснимо оперной условностью, привело к тому, что его собственная дочь стала сначала слабостью развратника, а затем и его жертвой. Партию Джильды — дочери Риголетто — поет Лариса Павлова, красавица, обладательница сильного сопрано. За страшным гримом, сделавшим ее отца стариком-уродом, скрывается Александр Аксенов — весьма симпатичный молодой баритон с ярко выраженным драматическим дарованием. Единственный персонаж, который хранит молчание на протяжении всего спектакля, — это маленький Джокер (Лариса Винжегина), своеобразная пластическая ремарка, комментирующая поступки героев. А что тут скажешь, кроме старой истины: расплата детей за родительские грехи — нет страшнее наказания для последних.

Надо сказать, что минимальный масштаб и возможности театра “Экспромт” не отразились на подходе к музыкальному материалу. “Риголетто” сыграли без купюр, сохранив все партии, ансамбли, в чем безусловная заслуга дирижера Игоря Сукачева (не путать с Гариком).




Партнеры