ТИШИНА НАД КАЛУЖСКОЙ ЗАСТАВОЮ

31 января 2003 в 00:00, просмотров: 245

Еще столетие назад Первопрестольная, как и многие другие столицы мира, была окружена кольцом застав, каждая из которых служила ей и таможенным терминалом, и просто парадным въездом, своего рода визитной карточкой. В двадцатом веке заставам пришлось пройти сквозь огонь, воду и медные трубы. Сначала, в революционные 20-е, новая власть решила, что заставы Москве больше не нужны, а потом, в перестроечные 90-е, отцы города признали это решение ошибочным. Новый лозунг — заставам быть!

Все заставы находились на пересечении Камер-Коллежского вала (столичная граница до 1917 года, своего рода аналог МКАД) и дорог, ведущих в крупнейшие экономические центры России. Сам вал был сооружен в 40-х годах XVIII века по инициативе Камер-коллегии, тогдашнего министерства по налогам и сборам. Заставы в том виде, в каком их застала революция, были построены в 1875 году. А разрушили их в 1926-м. Сегодня о “старорежимных” заставах и валах напоминают только названия улиц и площадей: Трехгорный, Лефортовский Валы, Крестьянская Застава и т.д.

Инициаторы возрождения застав — специалисты Московского архитектурного центра. Хотя идея родилась еще несколько лет назад, осуществляется она только сейчас: слишком много времени потребовалось на разработку концепции. Уже весной планируется приступить к строительству первых семи застав: Дорогомиловской, Калужской, Пресненской, Рогожской, Покровской, Сокольнической и Тверской.

По словам руководителя проекта, гендиректора Московского архитектурного центра Ирины Соколовой, едва ли не труднее всего было вписать реконструируемые объекты в исторически сложившуюся застройку. На месте многих застав появились новые здания, да и дороги стали намного шире, чем сто лет назад, поэтому несколько въездных ворот восстановят частично. К примеру, не удастся полностью восстановить Калужскую заставу, стоявшую на пересечении Камер-Коллежского вала (сейчас здесь проходит улица Орджоникидзе) с Большой Калужской улицей (Ленинский проспект). При входе в Нескучный сад будет восстановлена левая часть ансамбля заставы — одно из двух зданий кордегардий (караулен) и стела-обелиск. Кстати, заодно планируется обнести Нескучный сад оградой.

Половиной заставы, по всей видимости, придется ограничиться и на Пресне. Сегодня Пресненская застава (она располагалась на пересечении Трехгорного и Пресненского валов с Красной Пресней) сохранилась лучше всех остальных: одна из кордегардий до сих пор стоит в скверике между Трехгорным Валом и улицей 1905 года, а призаставный столб с надписью “от Москвы 2 версты. 1783 г.” лежит словно неприкаянный на территории музея “Бородинская панорама”, возле “Кутузовской избы”. Кстати, по архивным фотографиям архитекторам удалось очень удачно “вписать” несохранившиеся части заставы (правую кордегардию, стелу-обелиск и призаставный столб) в современный городской ландшафт. Не исключено, что когда-нибудь заставу удастся воссоздать полностью, однако сначала надо прикинуть, не приведет ли это к гигантским автомобильным пробкам.

В наиболее выгодном положении — Сокольническая застава. Сейчас на ее месте — открытое пространство перед входом в парк “Сокольники”. Здесь архитекторы намереваются реконструировать “образцовый” проект с двумя кордегардиями, призаставным столбом и двумя симметрично поставленными стелами-обелисками с двуглавыми орлами. В восстановленных зданиях, как, впрочем, и во всех остальных вновь отстроенных кордегардиях, планируют открыть музейно-выставочный комплекс. Не исключено, что неподалеку от заставы, в парке, будет построен макет Москвы XVIII века. В качестве альтернативных мест для размещения такого макета рассматриваются сквер возле Пресненской заставы и Нескучный сад. А вокруг появятся рестораны русской кухни (осовремененные трактиры), трехзвездочные гостиницы (“постоялые дворы”) и подземные автостоянки — “каретные сараи” наших дней. Часть призаставных трактиров и торговых рядов также отправят под землю, в нижние ярусы заставных комплексов. В общей сложности проект обойдется приблизительно в 180 млн. долларов. Город вложит деньги только в воссоздание архитектурного облика застав, а строительство всего остального профинансируют инвесторы.

Восстановление застав и призаставных комплексов, по словам Ирины Соколовой, лишь первый этап проекта, который будет продолжен сначала на российском, а затем и на международном уровнях. В ходе расширения проекта планируется “связать” столичные заставы с заставами других городов, соединявшихся со столицей дорогами-трактами. К примеру, “напротив” столичной Покровской заставы архитекторы намереваются восстановить Московские ворота в Рязани, а от Дорогомиловской заставы дорога будет вести к Московским воротам в Смоленске. На “межзаставных” трассах авторы проекта намереваются проложить новые туристические маршруты, построить гостиницы, а на самих заставах открыть центры местных ремесел (Палех, Гусь-Хрустальный, Гжель и т.д.). Затем нечто подобное будет сделано и с городами Европы, например с Парижем и Берлином. Первый шаг в этом направлении будет сделан уже на начальном этапе реализации программы: в кордегардиях Тверской заставы планируется открыть музеи “Заставы Парижа” и “Заставы Москвы”.




Партнеры