WELCOME ПОД ЗАД

Заработать на нефтедолларах Москва вряд ли сможет — геология подвела. А вот “туристодоллары” должны к нам литься рекой. Они и лились: до перестройки столицу посещали шесть миллионов интуристов в год.

Но ветер перемен постепенно их разметал — число сократилось до стыдных 200—300 тысяч человек. Чего только не делают отцы города, чтобы вернуть Москве былую славу, какие только планы не разрабатывают... А с валютными туристами по-прежнему туго.

Почему “лучший город земли” не слишком нравится господам из дальнего зарубежья? В поисках ответа на этот вопрос корреспонденты “МК” прошлись туристскими тропами Москвы.

Ледовое “кольцо” Москвы

Для начала надо выяснить: есть ли для гостей столицы специальные программы и маршруты?

— Конечно, есть! — сказали нам в мэрии. — Десятки современных гостиниц, развлекательные центры, огромная туристическая зона в центре — “Золотое кольцо Москвы” называется. Правда, многое пока в проекте. Но скоро будет на самом деле. А “Золотое кольцо” — это вообще чудо. Прогуляйтесь, не пожалеете.

С этими словами нам вручили подробную схему “Золотого кольца”. Оно оказалось самым узким из московских. Охватывает самый что ни на есть исторический центр, проходит по старинным улочкам. Турист может сойти с маршрута, сходить к Кремлю или Большому театру и вернуться на “кольцо”, на всем протяжении коего гостя столицы должны ждать гостиницы, магазинчики, кафе, туалеты и панорамные площадки.

Вооружившись схемой, мы двинулись в путь от Камергерского переулка. И первыми же, кого встретили в начале “кольца”, были вожделенные интуристы. Молодые немцы весело скользили по льду на тротуаре. Девушка упала, товарищи бросились ее поднимать. Высокий парень гнусавым голосом пел бритниспирсовскую “Упс! Я делаю это снова!”.

— Как вам Москва? — подлетели мы с традиционным вопросом.

— Москва — самый большой каток в Европе, — сказал высокий немец.

Самое обидное, что ехидный гость столицы был прав. Забегая вперед, скажем, что Камергерский переулок оказался самым чистым на маршруте. Видно, всех владельцев магазинов и ресторанов обязали убирать снег. Они и убирают, сметая его на ничейную территорию — к центру переулка.

На Кузнецком Мосту начались настоящие торосы. Прохожие шли, держась за стены домов, и туристов среди них по всем признакам не наблюдалось. Правда, как мы узнали позже, их и не должно здесь быть. Как пояснила депутат Мосгордумы Инна Святенко, у туристов популярны только летние месяцы, а с января по март посещаемость Москвы минимальная.

В чем причина? В русских морозах? Но Финляндия и Норвегия делают большие деньги при похожей температуре. Нет, туристу в зимней Москве не просто холодно. Ему еще темно и грязно.

Это мы в полной мере ощутили, пробираясь с Кузнецкого Моста к Лубянке. Кстати, для ориентира на “Золотом кольце” должны быть установлены указатели и информационные щиты на английском. Но они пригодятся только днем. В темноте никто ничего не разглядит.



Чекисты и гомосексуалисты

Перед нами — знаменитое серое здание на Лубянке. Оно тоже включено в “кольцо”. Видно, чтобы иностранные гости не расслаблялись. Мы шли по Лубянскому проезду, оставляя по правую руку памятник героям Плевны и темный сквер за ним. По скверу бродили одинокие мужчины, бросая по сторонам ищущие взгляды. Место сбора малоимущих гомосексуалистов, сквер этот заинтересует разве что таких же герров и мистеров.

Вообще район Китай-города выглядит непрезентабельно: в лабиринте переулков только стихийные стоянки машин, мусорные баки и правительственные учреждения. Романтики старого города — ноль. Фрагменты старинной крепостной стены у гостиницы “Россия” и за “Метрополем” положения не спасают.

Но как раз здесь в ближайшие годы все должно измениться к лучшему. Согласно плану, крепостную стену восстановят. В первую очередь сделают арку для въезда машин у “России”, потом займутся реконструкцией стены по Китайгородскому проезду. Когда ее соорудят, всем желающим разрешат гулять по верху. В кварталах, примыкающих к Никольской улице, построят рестораны и гостиницы. Конторским работникам придется переехать на окраину Москвы, а Никольская улица станет пешеходной. Сквер на Новой площади продлят до Лубянской, а под Славянской площадью построят торговый центр. Подземные магазины должны появиться и под Театральной. Пока же идет реконструкция ее наземной части.

— Сначала сделали сквер перед Большим театром, — говорит руководитель мастерской №10 “Моспроекта-2” Марина Морина. — В этом году расширили площадь. Благодаря высаженным деревьям и фонарям Театральная площадь теперь зрительно соединяется с Александровским садом. Третий этап реконструкции пройдет после того, как будет решен вопрос с разборкой гостиницы “Москва”.



Чужие здесь не ходят

Если переходить Большой Москворецкий мост в сторону “Балчуга”, по обе его стороны увидишь два места, которые туристам лучше не показывать. С одной — “многофункциональный комплекс с подземной автостоянкой”, за много лет построенный наполовину. Знакомый француз, приезжающий в Москву раз в год, а попадающий на Большой Москворецкий и того реже, и тот обратил внимание на отсыревающие бетонные перекрытия и посетовал: что, мол, за безобразия творятся у вас в центре?

Строго следуя маршруту, мы направились к гостинице “Балчуг” прямиком по лестнице. Дорогу нам преградил заборчик. Пришлось идти вдоль него, делая огромный крюк вокруг автостоянки. О том, как мы пытались срезать путь, лучше не вспоминать. Охранник стоянки матом объяснил нам, что здесь ходить нельзя. Почему нельзя, кто дал право владельцам стоянки перегораживать подходы к мосту — неясно. Между тем все “кольцо” заполнено подобными автостойбищами.

Не нужно быть особо наблюдательным, чтобы заметить: на “Золотом кольце” всего пять приличных гостиниц: “Россия”, “Балчуг”, “Президент-отель”, “Метрополь”, “Националь”. Для развитого туристического центра это не мало, а полный ноль. Гостиниц Москве не хватает катастрофически. По европейским нормам, на 1000 жителей полагается 10—12 гостиничных мест, а у нас их 3. В самых популярных у интуристов “Космосе”, “России” и “Украине” свободных мест практически не бывает. “Интурист” снесли для строительства нового отеля, “Москву” закрывают на реконструкцию.

Формально столица вполне обеспечена гостиницами уровня три “звезды”. По данным Комитета внешних связей правительства Москвы, они формируют 42% номерного фонда всех городских отелей. Но в основном они ведомственные. Туристы получают номера по остаточному принципу. А прочие гостиницы попросту отпугивают людей. Даже самые “звездные” не соответствуют тому, к чему привыкли иностранцы.

— Стоимость питания в гостиничных ресторанах часто не соответствует качеству блюд, — сказал нам представитель одной турфирмы. — Чтобы кормить гостей, нам приходится возить их в центр. Иностранцам это не нравится.

Чтобы поправить ситуацию, нужно снижать цены в крутых отелях — 4 и 5 “звезд”, — там все равно мало кто останавливается. Плюс срочно строить трехзвездочные, благо разработана целая городская программа. По идее, до 2010 года в Москве должно быть построено около 30 гостиниц. Но это пока воздушные замки. Бизнесмены не спешат вкладывать деньги в строительство, и власти решили показать им пример — построить первую гостиницу за свой счет. Такого уровня, который должен удовлетворить даже взыскательных интуристов.



Концертный зал барачного типа

Улица Пятницкая и площадь у метро “Третьяковская” — следующие объекты маршрута. Они, между прочим, могут выглядеть вполне по-парижски. Если помыть фасады домов, убрать убогие ларьки и почистить улицы. В общем, провести генеральную уборку. Проекты этой “уборки” у архитекторов уже есть.

Вместо нынешних павильончиков у “Третьяковской” будет построен торговый комплекс. Именно там разместится заведение, необходимое любому туристу, — один из центров первичного экспресс-обслуживания туристов.

— Во всех странах такие центры делают уже давно, — говорит Марина Морина. — В них человек сможет получить любую информацию: схемы города, расписания самолетов и поездов. Здесь будут транспортные и театральные кассы. И фотопленку можно будет купить, и кофе выпить.

Из “Третьяковской” сделают второй выход — через дорогу от существующего, в Ордынском переулке. Появится пешеходная зона, которую должен украсить фонтан. Представьте себе: “кубик” из каменных рам для картин, внутри которого “растет” бронзовое дерево. Строить фонтан могут начать уже весной. А остальные замыслы архитекторов по созданию туристских зон у метро “Третьяковская” пока остаются замыслами.

С тыльной стороны Третьяковской галереи мы увидели стройку, скрытую кривым забором. Забор упирается в грязную трехэтажную конуру из панельных блоков. При ближайшем рассмотрении это оказалась не строительная бытовка, а... камерный концертный зал Рахманиновского общества.



Туристов подпустят к Петру

Заборы, заборы, заборы... На протяжении всего “кольца” стоят заборы, за которыми нет никаких строек. Вот и еще один — на углу Большой Якиманки и Якиманской набережной. Тут наблюдается какая-то работа — ездят самосвалы. Наверное, что-то для “кольца” возводить будут.

— Что здесь строят? — спрашиваем у охранников.

— Ничего. Сюда убранный снег со всей округи сваливали, а теперь вывозят.

И тем не менее будущее у этого района большое и ясное. Архитекторы спроектировали такие райские кущи, что, прогуливаясь здесь, турист может и не обратить внимание на непотопляемое творение Церетели (хотя нет, интурист скорее всего обратит). Под Водоотводным каналом разместится двухъярусная автостоянка на 1000 машин. Загнав железного коня в стойло и поднявшись на набережную на лифте, каждый сможет пройти по мостику к Петру.

От Якиманской набережной к Болотной будет перекинут еще один мост длиной 50 м и шириной в 12. Дальше можно будет пройти прогулочной тропой по нынешней территории фабрики “Красный Октябрь” и подняться на 200-метровый мост, который выведет туриста прямо к стенам храма Христа Спасителя.

Идем дальше. Впереди Боровицкая площадь и старые корпуса МГУ на Моховой. Дворы университета, заполненные разного рода пристройками. Впрочем, у архитекторов есть планы по расчистке: поставить скамейки, красивые фонари, урны — и здесь будут гулять не только студенты, но и постояльцы “Националя” и “Хилтона”, который построят на месте “Интуриста”.

Но генеральная уборка университетского дворика — дело нескорое. Хотя бы потому, что вопрос надо согласовывать с многочисленными собственниками и арендаторами всех нелепых строений.

Наконец-то власти взялись за Ленинскую библиотеку. К 2007 году Пашков дом обещают полностью отреставрировать. Пройдут работы и под Боровицкой площадью. Там сделают подземные переходы, пересекающие Знаменку и Волхонку, с выходом к Большому Каменному мосту и Александровскому саду. Из метро “Театральная”, не поднимаясь на улицу, можно будет попасть в гостиницу “Метрополь”.

...И вот мы снова в Камергерском. Пеший путь по “кольцу” занял четыре часа. Главные впечатления — грязно-мрачные переулки, куча старых разваливающихся домов и — масса информации о радикальной перестройке центра столицы. В проекте все распрекрасно, а дело уже который год не движется.

Проект “Золотого кольца Москвы” существует на бумаге пять лет. За это время он погряз в бюрократической трясине.

Недавно на заседании столичного правительства Юрий Лужков осведомился у представителя Комитета по туризму, как продвигаются работы. Но тот “отослал” мэра в другое ведомство — Комитет по внешнеэкономической деятельности, а представитель этого комитета — обратно к туристическому...

В общем, прямого ответа Юрий Михайлович так и не получил. Видно, туристические чиновники ждут от него нового разноса, которого честно заслужили.

Работа пока ограничивается созданием новых и новых документов. В марте правительство Москвы собирается принять очередную “Программу мероприятий по реализации концепции “Золотого кольца” — уже третий глобальный документ по этому вопросу.

Так что обещанного интуристы будут ждать, скорее всего, не три года. А пока для них работают проверенные годами аттракционы: Кремль, мумия Ленина, матрешки и недорогие девушки нетяжелого поведения.




Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру