МАЛЬЧИК С ПАЛЬЧИКОМ НА КНОПКЕ

Cтуденты-химики — публика своеобразная. Именно от них спецслужбы испокон веков ждут неприятностей. Юные менделеевы с неустойчивой психикой особенно охотно пополняют ряды террористов, революционеров, антиглобалистов или борцов за освобождение марсиан от колониального гнета землян. Был бы повод выразить протест, а уж бомба найдется — таков девиз мятежников с химическим уклоном.

Вчера ночью на Раушской набережной, в километре от Кремля, сотрудникам МУРа удалось предотвратить теракт, который готовил студент Московской академии тонких химических технологий Игорь Федорович. Бомба все же взорвалась, но под контролем оперативников. Никто не пострадал.

Кого хотел напугать Федорович? И стоит ли ждать новых сюрпризов от учащихся химических вузов столицы? Это и попытались выяснить корреспонденты “МК”.

Короткая схватка

Официальная версия событий достаточно банальна. Игорь Всеволодович Федорович, 1981 г.р., проповедовал идеи одиозной коммунистической организации “Авангард красной молодежи” (что собой представляет АКМ, чуть ниже). Не то чтобы парень был активным членом “большевистского подполья”, но по крайней мере сочувствовал революционерам. И “пасти” Федоровича, по информации МУРа, начали уже довольно давно. В частности, его прощупывали на предмет причастности к взрыву пенопластового унитаза возле офиса “Идущих вместе” в сентябре прошлого года. Но явных улик тогда найти не удалось.

Позавчера агентура донесла, что студент-террорист готов к активным действиям. Он изготовил бомбу с часовым механизмом, упаковал устройство в коричневую двухлитровую пластиковую бутылку из-под пива и отправился в центр. У борца за справедливость была своя установка: меньше жертв, больше шуму. По предварительным данным, юноша предполагал привести в действие адскую машинку рядом со стеклянными офисными витринами — для большего эффекта. Но его планам не суждено было сбыться.

Перехватили парня на Большом Устьинском мосту, ближе к правому берегу Москвы-реки. Федорович приехал сюда из дома не случайно. Рядом, на Раушской набережной, расположен офис Мосгортранса, а теракт был задуман как акция протеста в связи с повышением цен на топливо и, соответственно, увеличением платы за проезд.

Первым к студенту подоспел наряд вневедомственной охраны, потом — сотрудники милиции и ФСБ. Последовала короткая схватка, во время которой у Федоровича отняли сумку (в ней, правда, ничего не было). И тут юноша крикнул: “У меня палец на кнопке!” Сотрудники спецслужб сразу же предпочли отойти на безопасное расстояние — было видно, что Игорь действительно готов привести в действие заряд. Вокруг Федоровича образовалась мертвая 50-метровая зона, и начались переговоры: “Разминировать можешь?” — “Попробую”.

После нескольких минут пыхтения и сопения студент признался, что обезвредить бомбу не может. “Реакция уже пошла”. — “Бросай ее через забор”. — “Верните мне сумку”. — “Да мы все тебе вернем, е-мое, хочешь, маму приведем, только брось ее через забор!” — закричали ему опера.

Все эти драматические события развивались на пандусе, рядом с которым возвышался строительный забор. Казалось, это было спасением — за забором вроде бы пустырь, и при взрыве никто не пострадал бы. Федорович послушался совета, но в последний момент испугался. В конце концов его уговорили просто поставить бутылку на парапет набережной, а самому поднять руки и отойти в сторону. Парня тут же скрутили. А примерно через полторы минуты, когда машина с задержанным уже уезжала, громыхнул взрыв. Ударной волной вырвало кусок из гранитного парапета, слегка тряхнуло участников операции, но в целом все обошлось.

— “Тормоз” он, — так оценивают Федоровича милиционеры. — Мычит, двух слов связать не может.

Естественно, студента еще не раз проверят на предмет вменяемости — его прошлое дает повод усомниться в нормальности химика. Пока ему инкриминируется незаконное хранение взрывчатого вещества, хотя ночной инцидент вполне тянет на хулиганство, а если постараться, то и на террористический акт. Все зависит от того, захотят ли власти придать случившемуся политическую окраску.

Малыш со странностями

Родителей Игоря дома не оказалось, но соседи Федоровичей знают парня с детства.

— Когда он был совсем маленький, — рассказали они, — уже было заметно, что мальчик со странностями. Когда мы гуляли с внучатами, часто встречали Игоря с бабушкой. Он настойчиво требовал, чтобы бабушка... скатилась с обледеневшей горы! Причем никакие доводы на Игоря не действовали, и бабушке приходилось съезжать по наледи, рискуя переломать кости.

И с подросшим Игорем хлопот не убавилось. Соседи не раз видели, как его бабушка ходит возле дома и что-то ищет. Внучок постоянно выкидывал с балкона своего 10-го этажа то отцовские книги, то бабушкины очки. В школе парень настолько серьезно увлекся химией, что родители даже разрешили ему оборудовать в своей комнате небольшую химическую лабораторию. Полтора года назад она чуть было не стала причиной трагедии.

— В 12-м часу ночи я подошла к окну, — вспоминает хозяйка квартиры, расположенной над Федоровичами, 86-летняя Антонина Ивановна. — Внезапно раздался сильный взрыв, где-то посыпались стекла, я почувствовала, как подо мной вздрогнул пол... Мы все схватили одежду, документы и выскочили на лестницу. Там уже толпились перепуганные соседи, а из квартиры Игоря валил дым.

Взрывом в квартире Федоровичей выбило все оконные рамы и двери. Каким-то чудом сам подрывник и его родители почти не пострадали — отделались царапинами. А летом прошлого года Игорь вместе с приятелями подорвал чужой гараж. Тогда дело даже дошло до суда...

Рассудительность и спокойствие

Студенты Академии тонких химических технологий имени М.В.Ломоносова, где учится Федорович, не могут поверить в случившееся. По словам ребят, парень влюблен исключительно в органическую химию и мечтает открыть неизвестное вещество — органическое!

— Не путайте его с психами, которые мечтают синтезировать новый наркотик или взрывчатую смесь. Игорь не из таких! — заверил “МК” Макс, ближайший друг горе-взрывателя.

...На кафедре коллоидной химии ребята в ожидании преподавателя как раз решали, что подарить одногруппнику на день рождения. В воскресенье Игорю Федоровичу исполнится 22 года.

— Собирались вместо водки налить в бутылку дистиллированной воды и приклеить этикетку “Федоратовка”. Игорь бы оценил знак внимания, — улыбается Макс, будущий косметолог. — Теперь придется что-нибудь другое придумать — к примеру, огнетушитель.

Игорь совершенно не умеет пить. По словам ребят, ему было достаточно двух бутылок пива. Никогда не играл на гитаре и не пел песен. Зато отлично разбирался в компьютерах. А еще говорят, что он способен сделать взрывчатку даже из мыла.

— Способен, — соглашается Макс, — но никогда не будет этого делать. Приятели-пироманы просили его сделать петарды к Новому году, но он наотрез отказался. Он всегда был чересчур рассудительным.

Именно рассудительность и спокойствие ребята из группы определяют как основные черты его характера. Хотя некоторые из студентов все же признают, что Игорь, как все очень умные люди, был “немножечко ненормальным”. Проще говоря, фанатом. Однако и те, и другие сходятся в одном: Игорь Федорович — необыкновенно умный, добрый и отзывчивый парень. Общительный, но о себе предпочитает не распространяться. Никто в группе толком не знает даже, есть ли у него брат или сестра и чем занимаются родители.

Однокурсники теряются в догадках, что могло толкнуть его на такой шаг.

— Возможно, ему надоела роль второго плана, — предположил ближайший друг Игоря Макс. — Поэтому он решил привлечь внимание таким способом. Чтобы ребята стали смотреть на него по-другому.

“Авангард” от всего открестился

В штабе “Авангарда красной молодежи” (АКМ), куда нам удалось дозвониться, наш собеседник — судя по голосу, принадлежащий не к авангарду революционной молодежи, а к ветеранской организации — долго не мог понять, что от него хочет “МК”. Затем с кем-то проконсультировался и заявил, что никакого Игоря Федоровича в их организации нет и никакой акции минувшей ночью они не проводили. После этого “штаб революции” отключился.

По данным сотрудников отдела по борьбе с экстремизмом и терроризмом ГУВД Москвы, “Авангард красной молодежи” входит в движение “Трудовая Россия”. Насчитывает около 500 зарегистрированных членов в возрасте от 14 до 30 лет и имеет отделения практически во всех крупных городах России. Наиболее активные “батальоны” — в Москве и Новосибирске. Организация регулярно обустраивает летние военно-спортивные лагеря, где бойцы АКМ учатся даже водить БТР.

В марте 2001 г. был задержан один из активистов АКМ 18-летний Александр Данилов, занимавшийся изготовлением взрывных устройств. При обыске в его квартире оперативники обнаружили большое количество ингредиентов для изготовления взрывчатки — магниевую стружку и порох. Сейчас он под стражей — по обвинению в подготовке теракта в арбатском “Макдоналдсе”.

21-летний “авангардист” Александр Шалимов также арестован — бросил бутылку с зажигательной смесью в окно Центра Хаббарда в Москве.

9 мая 2002 г. около 25 членов АКМ были задержаны Красносельским ОВД за попытку спровоцировать массовые беспорядки. У них были изъяты четыре бутылки “с мутной смесью белого цвета”. Как заявил председатель АКМ Сергей Удальцов, его соратники были “захвачены без видимых причин”. Сам же 24-летний Удальцов “прославился” среди товарищей по борьбе тем, что 9 мая 2001 г. забрался с красным флагом на крышу Большого театра. За это он был оштрафован на 10 рублей.

Из устава: “Идеологией АКМ является научный коммунизм, пролетарский интернационализм, советский патриотизм. Высшая цель АКМ — восстановление власти трудящихся (диктатуры пролетариата) в форме Советской республики, а в дальнейшем — формирование бесклассового коммунистического общества”.

Такая человеческая порода

Сотрудники спецслужб намерены теперь всерьез взяться за учащихся химических факультетов различных вузов. “От них можно ждать всего”, — признаются специалисты-взрывотехники. И действительно, каждый из будущих химиков имеет доступ к реактивам, а одержимых среди молодежи достаточно.

В МУРе до сих пор помнят учащегося химфака МГУ Илюшина, задержанного в 2000 г. со своими друзьями за серию взрывов. Этот парень совершил настоящее научное открытие, добившись взрывного эффекта путем смешивания диперекиси ацетона с аммиачной селитрой. Детективы даже не верили, что Илюшин сам смастерил эти бомбы, и пошли на рискованный следственный эксперимент, попросив сделать три адские машины из подручных материалов прямо в прокуратуре. Арестант с блеском выполнил задание. Юный химик признался, что всегда был буквально одержим взрывами, совершенно искренне полагая, что они наполняют жизнь дополнительной энергией и очищают мир от всякой пакости. “Я получал настоящее удовольствие, когда взрыв получался мощный, резонансный”, — говорил тогда корреспонденту “МК” Илюшин.

Очевидно, Федорович — из такой породы людей. Правда, он не открывал Америки, а использовал достаточно обычное вещество (называть его не будем). Правда, по величине потенциальной энергии оно превосходит даже нитроглицерин! Это вещество малочувствительно к удару, а вот его чувствительность к детонации очень высока. Детонация и привела в действие бомбу на Раушской набережной.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру