ДАМА СДАВАЛА В ЛOМБАРД

Надоедливую тещу или мужа-алкоголика, как ни старайся, в ломбард не заложишь. А жаль — таким способом многие поправили бы свое материальное положение. Уговорили бы непутевого муженька стать добровольным заложником на месяц-другой, узнали бы оценочную стоимость своей половины, а потом как бы случайно забыли выкупить эту “драгоценность”… Но никому наши родственнички в ссудных учреждениях не нужны. Здесь с удовольствием примут лишь движимое имущество.

Что именно можно заложить и сколько выручить за это денег, попытались выяснить корреспонденты “МК”, отправляясь по московским ломбардам.


Справка “МК”

Слово “ломбард” происходит от названия итальянской провинции Ломбардия. Именно в Италии, а чуть позже во Франции, в XV веке впервые появились ссудные учреждения. Они быстро стали очень популярными. Причем клиентами ломбардов были не только простолюдины, но и сильные мира сего. Известно, что испанская королева Изабелла, чтобы поддержать экспедицию Колумба к берегам Америки, сдавала под залог свою корону.

В России же первые ломбарды появились в XVIII веке. Негодяи-ростовщики безбожно обворовывали население, взимая бешеные проценты. Тогда императрица Анна Иоанновна повелела монетной конторе выдавать кредит под заклад золотых и серебряных вещей. Открытые вскоре ссудные казны и стали по сути первыми в нашей стране государственными ломбардами.

Как оказалось, в ломбардах можно заложить почти все. От золотых безделушек, зубных коронок до машины и алмазов. Правда, единственный драгоценный камень, с которым считаются в ссудных учреждениях, — бриллиант. Ни изумруды, ни сапфиры, ни бирюзу здесь не ценят. При оценке изделия просто вычитают вес камня, в лучшем же случае — считают по расценкам золота.

Бриллиантов у нас не нашлось. Пришлось довольствоваться посеребренной шкатулкой ручной работы. Ее нашли в деревне несколько лет назад, когда рыли выгребную яму для сортира. С этим кладом и сунулись в первый попавшийся ломбард. Едва взглянув на начищенный до блеска предмет старины и слегка поцарапав крышку ножом, приемщик презрительно скривился:

— Девушки, ну это же несерьезно! Шкатулка-то ваша тонким слоем серебра покрыта. А за чистое серебро по всей Москве не больше 5 рублей дают. За сущие копейки заложите свое “сокровище”!

Пришлось снять с пальца золотое кольцо. На него взглянули более благосклонно.

— Ювелирное изделие 585-й пробы весит 2,5 грамма, — сообщил приемщик. — Получите за него 375 рублей (хотя год назад в магазине оно стоило 600 рублей. — Авт.). Через месяц выкупите его за 453 рубля, заплатив нам 21% за хранение и кредит.

В следующем ломбарде за это же кольцо предложили гораздо больше — 492 рубля.

— А чему вы удивляетесь? — спросила Татьяна Андреева, эксперт-оценщик драгметалла. — Украшение имеет товарный вид, современное, а потому за 1 грамм золота у нас вы получите 260 рублей без учета веса камня. А вот если бы кольцо было помятым или поцарапанным, мы считали бы его уже за лом и оценивали по 170 рублей за грамм.

Кроме ювелирных изделий в ломбарде можно заложить телевизор, компьютер, сотовый телефон и даже электрический чайник. Главное, чтобы вся домашняя теле-, видео- и аудиоаппаратура имела товарный вид и исправно работала. Если же принесете технический паспорт устройства с указанным сроком гарантии, сумма кредита автоматически вырастет. Ну, а если докажете, что вещь только-только из магазина, сможете получить на руки ее полную стоимость. Самый же крупный кредит московские ломбарды выдают за автомобиль.

Обычно за час специалисты проводят автоэкспертизу, проверяют машину на угон в ГИБДД и составляют генеральную доверенность на имя хозяина ломбарда. Клиенту выдается ссуда в половину стоимости “мобиля”. За эту услугу автолюбитель выкладывает около 7% в месяц при “обратном получении”.

— Это очень удобно, — говорит один из постоянных “машинных” клиентов Сергей Игоревич. — Я каждые полгода мотаюсь в командировки. Естественно, жалко оставлять свою “девятку” под дождем и снегом на целый месяц. Вот и сдаю ее в ломбард, где с ней точно ничего не случится. Но главная фишка в том, что обходится мне это гораздо дешевле, чем услуги платной автостоянки.

Заглядывают сюда и мелкие частные предприниматели, которым надо срочно заплатить штрафы. Всех их объединяет одно: им надо срочно перекрутиться с деньгами. Обеспеченные граждане клиентами ломбарда становятся намного реже. Так, время от времени прибегает в один из ломбардов “деловая леди”, проводящая в казино ночи напролет. Как только проиграется вдрызг, закладывает свою норковую шубу. Через неделю возвращается, выкупает ее и снова отправляется испытывать судьбу.

По статистике, в закромах ломбарда навсегда остаются 5% заложенных вещей. Технику и одежду по истечении срока выкупа отправляют в комиссионные магазины. А изделия из драгметаллов выставляют на торги.

— Отбор ювелирных изделий для аукциона имеет свои особенности, — отмечает сотрудник ломбарда Елена Попова. — На торги выставляются только те украшения, которые имеют товарный вид. Зубные коронки, золото без пробы, поцарапанные, погнутые кольца и серьги отправляем в Гохран.

В торгах могут участвовать все желающие. Надо только выбрать вещь по вкусу, а в заявке указать сумму, за которую хотели бы купить лот. Цена должна быть больше стартовой хотя бы на одну величину “шага” (как правило, “шаг” — это 3%). Заявка ложится на дно закрытого ящика. Раз в неделю его содержимое извлекается на свет. Выигрывает тот, кто предложил наибольшую цену.

— Участвовать в торгах очень выгодно, — уверяет другая сотрудница Раиса Кондрашина. — Недавно разыграли у нас золотые серьги с шестью бриллиантами со стартовой ценой чуть больше 4000 рублей. Купили их за 8000. А в соседнем ювелирном точно такие же серьги стоят 13 тысяч рублей!

Если же вы выиграли, а при ближайшем рассмотрении ювелирное изделие вам не понравилось, от него можно отказаться. Тогда его продадут на следующих торгах.

Сейчас в ломбардах тишь, гладь да божья благодать. Но ветераны ссудных учреждений помнят времена, когда клиенты по нескольку дней томились в длинных очередях, записывая на ладонях свои номера. Заложить вещь — значило тогда пройти семь кругов ада. А все потому, что на Москву было всего восемь ломбардов!

— Я еще помню, как нам запрещалось выдавать за одну вещь больше 200 рублей. Потолок такой, и все! — делится оценщица Татьяна Андреева. — Так, люди, чтобы выручить как можно больше денег и набрать нужную сумму, тяжелые золотые цепочки разрывали на несколько частей, а кольца распиливали пополам.

Но все это в прошлом. Теперь в столице 130 ломбардов, из них государственных — 13. Но, несмотря на несчастливое число, они не унывают и, чтобы обставить своих конкурентов, предлагают хранить вещи в… холодильниках.

В ломбард-холодильник сдают вещи, которые временно вам не нужны. Скажем, весной можно привезти сюда зимнюю одежду. Домашний шкаф не будет трещать по швам, а вы спокойно дождетесь наступления холодов, зная, что никакая моль на ваши меха не покусится: в помещениях, где хранят вещи, установлен строгий температурный режим. Шубы, например, держат в холоде, а кожаные изделия защищают от плесени, следя за влажностью воздуха. И все это находится под строгим контролем специальных датчиков.

Услуга эта копеечная — 0,5% в месяц от оценки вещи. Если ваше манто стоит 10 тысяч рублей, то месяц хранения обойдется всего в полсотни. К тому же за 150 рублей вашу одежду отвезет и привезет специальная машина.

Так что столичные ломбарды работают на полную катушку. Все хорошо, только не стоит забывать о пословице: доверяй, но проверяй. Специалисты утверждают, что надежными являются лишь треть ломбардов. Остальные же — фирмы-однодневки. Поэтому перед тем, как заложить свое драгоценное имущество, присмотритесь к ломбарду. Если это жалкая каморка у станции метро, совершенно не приспособленная для хранения чего бы то ни было, стоит задуматься. Еще лучше — обращаться в те ломбарды, услугами которых пользовались ваши знакомые или родственники. А иначе ломбард уедет, а вы останетесь с носом.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру