24 с половиной недели

22 марта 2003 в 00:00, просмотров: 319

Вчера депутаты Госдумы принимали во втором чтении закон, который все почему-то упорно называют “реформой ЖКХ”. Из текста следует, что те, кто квартиры еще не приватизировал, должны выкладывать кроме платы за жилье еще и деньги за “найм” его у государства. А еще “неприватизированные” жильцы должны зарубить на носу: если в течение 6 месяцев они за квартиру не платят, есть все шансы быть выселенными “в судебном порядке, с предоставлением жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям”.

То есть в какое-нибудь общежитие. Будет тесно и скорее всего плохо. В принципе ничего супернового в этой норме нет: право выселять неплательщиков уже прописано в Гражданском кодексе. Но если эту мысль повторили, может, ее теперь начнут реализовывать?

Малоимущие обитатели неприватизированных квартир, имеющие право на субсидии, получат деньги всего лишь на оплату жилья в пределах социальной нормы (она устанавливается регионами). А все, что сверх этой нормы, придется оплачивать по полной программе. Кстати, сейчас из-за ужасной волокиты за субсидиями не приходят даже те, кто имеет на них полное право: лишь 8% населения по стране в целом получают помощь на оплату ЖКХ от государства, хотя за чертой бедности живет примерно треть россиян...

А что с тарифами, которые растут в последнее время как на дрожжах? Новшеством можно считать то, что закладывать в тариф расходы на капитальный ремонт будет нельзя. Лишь на содержание зданий и коммуникаций, а также текущий ремонт. Откуда брать деньги на капремонт — решит правительство. Если когда-нибудь руки дойдут.

То же правительство должно определить (и тоже непонятно когда), какие расходы можно закладывать в тарифы, а какие — нельзя. Правда, граждане получают наконец закрепленное законом право прийти в ЖЭК и потребовать бумажку, в которой будет четко расписано, почему они платят за квартиру, воду, тепло именно столько и из чего получился такой тариф.

“Пересмотр или изменение цен на оплату жилья и тарифов на коммунальные услуги может осуществляться, как правило, не чаще одного раза в год”. Это “как правило” открывает перед местными властями мало чем ограниченные перспективы...

Никаких обязательств устанавливать счетчики и тем самым способствовать более экономному расходованию воды, а также более справедливой оплате услуг в законе нет. Да, написано, что регионы примут свои программы на этот счет, а федеральное правительство потом поможет их профинансировать. Но в какой срок будут приняты программы — неизвестно.

Ветераны труда и войны, сельские учителя, врачи и ветеринары могут спать спокойно по крайней мере до 2005 года: льготы им на этот период гарантирует федеральный бюджет. Что будет потом? Видимо, в регионах побогаче льготы сохранят, а в регионах победнее могут и урезать. Назвать все это “реформой” довольно трудно. Находящийся в крайне тяжелом состоянии монополист — ЖКХ — остается в нетронутом виде, и совершенно непонятно, откуда и почему в этом секторе экономики возьмется конкуренция.




Партнеры