Школа анфас и в профиль

17 апреля 2003 в 00:00, просмотров: 379

Старшеклассники знают: одного школьного багажа для поступления в вуз недостаточно. Хочешь в студенты — двигай на подготовительные курсы или занимайся с репетиторами. А это дополнительная нагрузка и расходы для семьи. Помочь выпускникам пересесть со школьной скамьи на студенческую с минимальными затратами призвано очередное образовательное новшество — профильная школа.

С сентября 2003 года профильными должны стать 10—11-й классы. Их разделят на гуманитарные, естественно-математические, социально-экономические и информационно-технологические. В каждом будет свой набор учебных дисциплин. В гуманитарных станет больше истории, литературы, иностранного языка, в естественно-математических — алгебры, физики, химии и биологии. Профиль определит и набор выпускных экзаменов: два обязательных (русский язык и алгебра) и три-четыре по выбору — в зависимости от специализации. Однако на переходный период (до 2006 года) сохранятся и обычные общеобразовательные школы — главным образом в небольших городах и районных центрах, где нет возможности сразу ввести специализированное обучение, а также в сельских школах, где обычно бывает всего один старший класс.

...Московская гимназия №1576 профилирует уже три года. Если для большинства российских старшеклассников все еще считается роскошью два-три направления обучения, то в 1576-й ребята могут выбирать сразу из 6 профилей: гуманитарного, экономического, инязовского, физико-математического, естественно-научного и информационно-технологического.

— Профили формируют сами ребята, — поясняет заместитель директора школы Юрий Середа. — Мы только организуем учебный процесс. Разделение по интересам происходит в 9-м классе. Ребята высказывают пожелания, какие дисциплины они хотели бы углубленно изучать, а мы составляем учебные планы и расписание.

— В 15 лет так трудно не ошибиться с выбором... Ученик может переходить с одного профиля на другой?

— Основу знаний получает каждый школьник, независимо от профиля, — базовый курс школьных дисциплин у нас не хуже, чем в любом другом учебном заведении. Специализация предполагает лишь более глубокое, основательное изучение некоторых предметов. Если ребенок захочет изменить профориентацию или вообще перейти в другую школу, то он легко включится в новую учебу.

— Что будет, если на один профиль (допустим, экономический) запишется слишком много желающих?

— Распределение происходит не только по желанию ребят, но с учетом их успеваемости. Скажем, у Пети Иванова по алгебре троечка. Вряд ли его возьмут на физико-математический профиль, где в неделю 8 уроков математики, или на экономический — там 6 часов алгебры. А вот на гуманитарное направление или иностранный язык он вполне может претендовать.

— Профиль определяет и выбор выпускных экзаменов?

— Русский язык и алгебра являются федеральными экзаменами, общими для всех. Еще два (в 9-м классе) и три-четыре (в 10-м) выбирают сами ученики, с учетом специализации. На естественно-научном профиле это может быть химия, физика, биология, география, на иностранном языке — литература, английский, история, второй иностранный. Конечно, берется в расчет и профиль вуза, в который летом будет поступать выпускник.


На самом деле профильная школа — идея отнюдь не новая. Она существовала еще до революции и в советские годы. Первая попытка профилирования была предпринята в середине позапрошлого века. В 1864 году гимназии разделили на два типа — классические (для подготовки к университету) и реальные (для практической деятельности). Они просуществовали пятьдесят лет — до реформы образования 1915 года, когда появились гимназические классы трех видов: новогуманитарные (стало больше истории, русского и иностранного языков), гуманитарно-классические (более глубокое изучение древнегреческого и латыни) и реальные (упор на математику и естествознание). Реальные классы, в свою очередь, делились на естественные и математические. Но завершить школьную реформу помешали Первая мировая война и революция.

В 1918 году советское правительство утвердило “Положение о единой трудовой школе”. В старших классах определили три направления обучения: гуманитарное, естественно-математическое и техническое. Но уже в 1934 году их заменили на общие для всех советских школ учебные программы. Однако образование “под одну гребенку” не дало хороших результатов — выпускникам не хватало знаний для поступления в технические вузы. А ведь от инженеров и техников зависела обороноспособность страны... Пришлось срочно открывать рабфаки, где ребят из рабочей среды дотягивали до нужного уровня.

В 1957 году Академия педнаук СССР предложила вновь разделить обучение в старших классах на несколько направлений: физико-математическое и техническое, биолого-агрономическое, социально-экономическое, гуманитарное. После реформы 1966 года появились знаменитые языковые и математические спецшколы, сохранившие свой особый статус и по сей день. В конце 1980-х годов в России возродились лицеи и гимназии, в которых уже вовсю практиковалось углубленное изучение ряда дисциплин.




Партнеры