На краю Ойкумены

Сегодня, в 7.53 по московскому времени, с Байконура стартует корабль “Союз-ТМА-2”. Он доставит на МКС 7-ю основную экспедицию в составе командира, российского космонавта Юрия Маленченко и бортинженера, астронавта NASA Эдварда Лу.


Хотя основная работа у экипажа впереди, Юрий и Эдвард наконец могут вздохнуть с облегчением: закончились их мытарства между Центром NASA в американском Хьюстоне и нашим Звездным городком. Если все пойдет штатно, уже во вторник корабль стыкуется с МКС, и на орбите начнется 160-суточная вахта международной экспедиции. Проблем доставит жесткая “питьевая диета”, на которую сразу сядет экипаж. Тем не менее американец уверен, что успеет провести на орбите серию биотехнологических и биофизических исследований. Юрий Маленченко в прогнозах осторожнее:

— Наукой займемся в последнюю очередь. Главное — подготовить станцию для новых экспедиций и к продолжению модульных работ.

Этими же проблемами 5 мая в Москве займутся гендиректор “Росавиакосмоса” Юрий Коптев и шеф NASA Шон О’Киф. В и без того непростые отношения двух агентств все больше вмешивается политика. После катастрофы “Колумбии” глава “Росавиакосмоса” моментально заявил, что на пилотируемую программу, в том числе строительство 6 грузовиков “Прогресс”, России дополнительно нужно 2,8 млрд. рублей. Хотя Юрий Коптев облек требование в дипломатичное: “Мы можем только обращаться с просьбой о финансовой поддержке США” — в Хьюстоне намек поняли и на своеобразный шантаж не поддались.

— Со стороны NASA сейчас нет желания вкладывать деньги в российскую авиакосмическую промышленность, — разводит руками Коптев. — Поэтому ничего серьезного от встречи с О’Кифом я не жду.

Еще больше затрудняет диалог решение NASA возобновить запуск “челноков” до конца этого года. Впрочем, наши источники в “Росавиакосмосе” считают это заявление попыткой США щелкнуть по носу партнера. Так или иначе, но перспективы у российской пилотируемой космонавтики действительно туманные.

Цена “космического вопроса” для России — 4369 млн. долларов: столько мы вложили в военные и гражданские орбитальные программы за последние 10 лет. Конечно, жаль, что большая часть этих денег может оказаться потраченными попусту. Однако куда печальнее для нас выглядит перспектива в угоду непомерным амбициям чиновников от “Росавиакосмоса” оказаться выброшенными на обочину пилотируемой космонавтики.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру