На следующей неделе в Москве наконец начнется масштабный эксперимент по борьбе с пробками. У ст. метро “Пролетарская” откроется первая перехватывающая парковка, о необходимости которых так долго твердили в мэрии. А от площади Крестьянской заставы до Лубянки уберут все неорганизованные автостоянки. Если начинание оправдает надежды властей, через несколько лет между МКАД и Садовым кольцом вырастет целая сеть стоянок на 150 тысяч машино-мест, где москвичи будут оставлять свои авто, не въезжая в центр.
Перехватывающие парковки — это платные стоянки, которые расположатся в самых загруженных транспортом местах за пределами Садового кольца. Ставите утром туда машину, оставшуюся часть пути едете на общественном транспорте, а вечером забираете автомобиль.
Перед началом эксперимента спецы Генплана провели исследование: кто из москвичей захочет пользоваться “перехватчиками”? И вот что выяснилось. Депутаты, руководители фирм, директора заводов и т.д. оставлять там свои автомобили не станут — кататься на трамваях статус не позволяет. А вот боссы средней руки, мелкие коммерсанты и просто служащие не побрезгуют проехать пару-тройку км до работы и обратно на общественном транспорте.
К числу наиболее вероятных клиентов парковок принадлежат и горожане, которые собираются совершить шопинг или погулять по центру столицы.
Первая парковка на Пролетарке, где побывали корреспонденты “МК”, огорожена металлической изгородью и разлинована на 320 машино-мест. Въезд — с четной стороны Волгоградского проспекта, выезд — с нечетной. Здесь установят будки охраны и шлагбаумы.
— Первую неделю после открытия стоянка будет работать бесплатно, — говорит завсектором развития пассажирского транспорта ГУП НИиПИ Генплана Москвы Елена Боровик. — Мы хотим отработать все нюансы, будем опрашивать водителей и выслушивать их пожелания.
Но в дальнейшем дневной отстой машины будет стоить 30 рублей. А за каждый час после полуночи придется платить еще по 10 рублей.
Парковаться нужно будет так. На въезде автовладелец получает талон, где указаны номер его машины, фамилия и время въезда. Оплата производится на выезде, причем выпускать со стоянки будут только по предъявлении техпаспорта автомобиля. Как считают в Генплане, эти меры достаточно надежны, чтобы машину не угнали. Что касается внешней сохранности автомобиля, то, увы, сотрудники стоянки вряд ли смогут ее обеспечить. По крайней мере в их должностные функции это не входит.
И еще одно радикальное новшество — между Лубянкой и Пролетаркой выделят специальную полосу для общественного транспорта. Чтобы избавить остальных водителей от искушения на нее заехать, по трассе будет курсировать специально созданный отряд ГИБДД. Кроме того, с этого направления уберут все неорганизованные парковки. На прилегающих дорогах, в радиусе 200 метров от основной магистрали, уже подготовлено 100 стоянок на 2000 машино-мест. На первых порах они будут бесплатными, но постепенно их сделают коммерческими.
— Очень важная деталь — информационное обеспечение, — продолжает Елена Боровик. — От границ Центрального округа до Лубянки мы установили больше ста указателей, которые помогут водителям ориентироваться.
Для перехватывающих парковок придумали даже специальные дорожные знаки. На них изображены символы парковки “Р” и тех видов общественного транспорта, на которые может пересесть водитель (с площади Крестьянской заставы можно уехать на метро, маршрутных такси, троллейбусах и трамваях).
Маршрутки от “Пролетарской” будут ходить через Таганку и Китай-город до Лубянки каждые 5—6 минут. У них будет четкое расписание, то есть водители не станут ждать, пока салон заполнится полностью. К тому же проезд для клиентов парковки льготный — 5 рублей. А Мосгортранс увеличил частоту движения троллейбусов 27-го маршрута, которые идут по этому же направлению.
Поначалу заманивать водителей на перехватывающую стоянку будут пряником. Например, первым автовладельцам, которые припаркуются на площади Крестьянской заставы, подарят месячные проездные на метро.