Марафоном по марафету

Счет пошел не на месяцы и дни, а на часы. Конечно, Питер не помолодел в предъюбилейной лихорадке лет эдак на двести, как мечталось сначала. Ну хотя бы на полтинник, с особо бросающихся в глаза сторон. Марафон подходит к финишу. Город наводит праздничный марафет. О том, что успели и что нет, “МК” рассказывает председатель городского Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Никита ЯВЕЙН.

— Никита Игоревич, ходят слухи, будто юбилейные деньги осели не на фасадах питерских дворцов, а в особо важных карманах.

— Это настроение нагнетают журналисты, причем скорее всего за деньги. Ряд выступлений были явно заказными. Во-первых, идет борьба за власть в городе, в которой все средства хороши. Во-вторых, очевидно вмешиваются и москвичи: они всегда жутко злятся, когда не все попадает к ним в рот. Хотя субсидирование юбилеев столицы несравнимо с питерскими масштабами. На одну реставрацию Кремлевского дворца ушло в десять раз больше, чем за последний год на все реставрационные объекты в Питере! По федеральной программе развития центра города за прошлый год было потрачено четыреста миллионов рублей. Из них около трехсот ушло на реставрацию. По всем федеральным ведомствам на программу 300-летия ушло 1,6 миллиарда рублей, из которых на реставрацию пошло чуть больше трети. Городской бюджет дал примерно пятьсот миллионов. Таким образом, все бюджетное финансирование — полтора миллиарда рублей. Не нужно быть специалистом, чтобы понять: на эти деньги сделано прилично. Проверки идут постоянно, но пока в отношении реставраторов не заведено ни одного дела.

— Вы довольны тем, что у нас получилось на финише?

— Около двухсот объектов было закончено в прошлом году, примерно двести пятьдесят в этом. Девяносто процентов объектов сделано качественно, несмотря на все сложности и безумные темпы. Конечно, плохо, что многое пришлось делать зимой. Очень поздно стали приходить деньги. Все-таки нормальный цикл полномасштабных реставрационных работ — четыре-пять лет, а у нас получилось полтора года. Еще в позапрошлом году денег выделялось раза в три меньше, чем в этом. А в 2000-м федерального финансирования практически не было. Мы надеемся, что юбилей станет скорее поводом для начала крупномасштабной реставрации в городе, чем ее окончанием.

— Вот-вот к нам пожалуют гости, а у нас ремонт, полгорода в лесах...

— Их скоро будут снимать. Кое-где они останутся: на Смольном соборе, на дворовом фасаде Биржи, на Университетской набережной, Доме книги, крыльце Думы. Зато в Петропавловском соборе должны успеть все закончить.

— Говорят, что если бы не юбилей, так совсем бы город развалился...

— Конечно, хорошо, что взялись за скульптуру как каменную (фронтон Биржи, Ростральные колонны, Адмиралтейство), так и металлическую (колесница Славы, колесница на Пушкинском театре, Нарвские ворота). Если бы еще лет десять ей не занимались, результаты были бы непоправимы. Здесь применялись последние технологии, которые заметно улучшают качество реставрации: керамические сплавы, проникающие крепители. Юбилей заставил обратить внимание и на множество мелких объектов. Например, в Петергофе почти заново воссоздается “Альгин павильон”.

— Кто-нибудь из заграничных друзей помог нам в качестве подарка воскресить какой-нибудь наш шедевр?

— Подарки должны быть дорогими и абсолютно бесполезными. Вот по этому принципу, по-моему, они к нам и поступают. Пожалуй, разве что оплатили нам бюсты четырех итальянских архитекторов. И то даже без постаментов!

* * *

По информации Госстроя, из семидесяти юбилейных объектов, которые по плану должны были быть отреставрированы к трехсотлетию, не закончат порядка десяти. Из них несколько знаковых: Смольный собор, Шуваловский дворец, военно-морской архив Минобороны... Ни один из трех глобальных питерских проектов (Кольцевая автодорога, дамба, метро) не будет закончен в этом году, хотя задумывались они как подарок городу на 300 лет. У кольцевой автодороги закончена лишь одна четверть. Говорят, КАД ждет еще долгое разбирательство, видимо, не обойдется и без уголовных дел. Проект дамбы, которая должна защищать город от наводнения, рассчитан на несколько лет вперед. А ремонт многострадальной Кировско-Выборгской линии метро завершен лишь наполовину. Дай бог, в 2004 году жители севера города, уже несколько лет отрезанные от центра “размывом”, смогут наконец воспользоваться подземкой.

Зато со второго раза отреставрировали ангела на шпиле Петропавловской крепости, замостили Дворцовую площадь и отмыли Александрийский столп, построили долгожданный Ладожский железнодорожный вокзал, который должен разгрузить несколько других городских вокзалов. Горожане говорят: “И на том спасибо...”


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру