На ногах правды нет

Давно считается, что первое впечатление о человеке легче всего получить, посмотрев на его обувь. Но не пытайтесь таким способом изучать среднего москвича! Иначе у вас сложится впечатление о каком-то полумонстре-полукрасавце — то ли моднике в туфлях от кутюр, то ли неряхе в ботинках, нечищенных до чернозема.

И дело тут не только в самих москвичах. Дело — в качестве обуви, которую им предлагают. Она еще долго будет одной из главных головных болей горожан.

Шузофрения

Покупатель в универмаге примеряет обувь. Все размеры оказываются маленькими. Наконец приносят 49-й размер.

— И эти малы!

— Извините, — говорит продавец, — дальше начинаются чемоданы...

Лучше всего изучать мир московской обуви из подвального кафе с окнами, выходящими прямо на тротуар. Поначалу видишь лишь серое море мужских и женских туфель разной степени стоптанности. Потом начинает казаться, что Москву населяют в основном спортсмены в кроссовках, манекенщицы на шпильках и странные существа в сандалиях 45-го размера, из которых торчат несвежие, штопаные, а то и рваные носки. В конце концов в мелькании подошв и каблуков, ботинок, босоножек, мокасин открывается нехитрая истина: москвичи носят все что бог на ногу положит.

При этом одному из главных правил покупки “вторых ног” — никогда не экономить на обуви — следует далеко не каждый горожанин. Не только потому, что хорошая обувь, по уверениям специалистов, стоит не менее 4000 рублей, а это не самые маленькие деньги. Просто велик риск, что и за большую цену вам может попасться никуда не годный товар.

— Мне на прошлой неделе клиент принес ботинки за 19 с половиной тысяч рублей, — говорит эксперт-консультант Московского общества защиты потребителей Нина Гаврилова. — Они у него развалились через месяц.

Так что дорогая обувь — не значит качественная. Впрочем, у людей, тратящих на одну пару 300 долларов и больше, как правило, другой менталитет. Они не будут разбираться и тратить нервы из-за неровного стежка — им проще купить другую пару.

На такого клиента в основном и рассчитаны дорогие обувные салоны. Представителей “нижнего среднего класса”, которые долго копят деньги на хорошую обувь, привечают далеко не в каждом из них, в чем вполне убедился и один из авторов статьи.

Выстраданная покупка дорогой вещи — всегда стресс. Особенно если речь идет об обуви. И, стоя у стеллажа с демисезонными фирменными ботинками за 6—10 тысяч, я боролся с многочисленными фобиями: “Не буду ли я выглядеть в этих ботинках смешно? Не будут ли они жать? А вдруг денег не хватит?..” Самым же страшным страхом был: “Не лопнет ли подошва при первом ноябрьском морозе?!”

— И на какую температуру рассчитана эта обувь? — спросил я у юноши со значком “продавец-консультант”.

Он наморщил лоб. Что-то начал рассказывать об “особой выделке кожи”, о том, что “в этом сезоне такая модель очень модна”, но прямого ответа не выдал.

— Я сейчас позову старшую, — наконец нашелся он.

Явилась старшая продавщица.

— Какой мороз выдержат ботинки? — переспросил я.

— Сейчас май на дворе, — с достоинством ответила она.

Я сказал, что тоже это заметил. А обувь покупаю впрок, на осень.

— И где же вы будете ходить?

Я сказал, что по асфальту.

— В нашей обуви просто так не ходят, — прошипела она и удалилась.

Я еще раз посмотрел на осенние, да и летние туфли из изумительной выделки кожи и понял, что она права: в таких ботинках нужно ходить только от машины до дверей офиса...



Атипичный “Адидас”

— Что оставила Анна Каренина в наследство современной моде?

— Туфли на платформе.

Похожее равнодушие к покупателям наблюдается и на другом полюсе обувной торговли — на рынках, где самые дорогие модели стоят тысячи полторы. Правда, продавцы равнодушно взирают на покупателей по другой причине: если уж пришли сюда, то больше им идти некуда. Купят, никуда не денутся.

— Что смотришь? Это настоящий “Адидас”, — окликнул меня продавец по имени Саша. — У меня все честно. Да, модель позапрошлогодняя, да, сшита в Китае или еще где похуже. Но по адидасовской лицензии и под контролем фирмы.

— А качество какое?

— На лето хватит, — расплывчато ответил Саша. — А через год еще раз придешь. За такие деньги хоть каждый месяц покупай...

Народ на рынке действительно особо не привередничал — знай себе примерял. Благо что продукция восточных соседей выглядела нарядно. Все модные тенденции были доведены в этих моделях до логического завершения. Если уж в этом сезоне актуален узкий носок у туфель — то он заужен до диаметра спички. Если хочет клиент носить обувь на рифленой подошве — ему предлагаются кеды и ботинки с подошвой, более похожей на танковые гусеницы. Такого “атипичного” добра много, но вот найти среди него обувь типичную, скромную, без выкрутасов — не так-то легко. Хотя, казалось бы, именно рынки рассчитаны на непритязательного клиента.

Те же москвичи, что каждый месяц обувь покупать не хотят, но и лишних денег не имеют, обуваются в специализированных торговых центрах. Их сейчас в Москве много, и, по мнению опрошенных нами маркетологов, соотношение обуви низкого и высокого качества там — 50 на 50. Что уже неплохо. Да и цены средние: от 1500 до 6000 рублей.

— Чем народ чаще всего интересуется? — спросили мы у продавщицы одного из центров Алены.

— Размерами, прочностью. Смотрят, не жмет ли. А на страну и названия фирм особого внимания не обращают. Либо берут что подходит, либо покупают постоянно обувь одной фирмы.

Такая консервативность имеет научное объяснение. Разные фирмы хоть и выдают ежегодно новую коллекцию обуви, но используют для пошива стандартные колодки. У каждого производителя они свои. И если человеку пришлись по ноге колодки именно этой фирмы, он будет покупать ее обувь и впредь. Как самую для себя удобную.



Сапоги помирают, каши просят

— Эти туфли долго носятся?

— Думаю, что да. По крайней мере, никто еще не приходил за второй парой.

Половина всех жалоб в Московское общество защиты потребителей связана именно с обувью — это самый коварный товар. Больше всего претензий предъявляют, конечно, женщины. Мужики, как правило, машут рукой на порванную подошву и ограничиваются визитом в ремонтную мастерскую. Если мужчины и приходят, то с женской обувью и со словами вроде: “Купил жене на рынке туфли, а они тут же и расползлись”. Мало жалуются на детскую обувку, да и то лишь потому, что снашивается она быстро.

Нередко бывают жалобы на дефекты кожи. Но здесь не все так просто. Например, обувь из нежной кожи вовсе не рассчитана на тесный контакт с противогололедными реагентами и прочей дрянью на тротуарах. Московские же модницы могут надеть сапожки, на которые пошел дорогущий опоек (так называется кожа теленка, который еще ничего не ел в своей жизни, а только пил молоко) и ходить в них повсюду — на работу, на рынок и в ночной клуб. Кожа теленка не выносит столь неуважительного к себе отношения и через две недели обычно расползается. Впрочем, в “короткой” жизни сапог виноваты в первую очередь продавцы: они обязаны предупредить покупателя о свойствах обуви.

Но если ботинки даже из более дешевой, свиной кожи начинают промокать на второй день носки — это уже брак. То же относится и к некожаной обуви. Часто бывает, что подкладка начинает линять и красить носки или колготки. ГОСТ по крашению (есть и такой) в принципе допускает, что туфли начинают изображать из себя маляра, если долго бродить в них по лужам. Но и в этом случае можно предъявить претензии к производителю: почему он не использовал закрепитель краски? В таких случаях решающее слово должна сказать экспертиза, а последнее — суд.

Экспертиза может доказать многое. Допустим, вы попали каблуком в решетку метро, и тот сломался. Не спешите досадовать на собственную неловкость или ругать руководство метрополитена. Обратитесь к эксперту: если каблук не выдержал дополнительной нагрузки из-за производственного брака — у вас есть шанс потребовать возврата денег за бракованную обувь. Но учтите: обращение к недобросовестным продавцам отнимет у вас и время, и энергию. Даже в тех случаях, когда брак очевиден.

Вот одна из типичных историй:

— Я купила в магазине сети “Жук” на Ленинском проспекте сапоги за 1400 рублей, — рассказала нам девушка Яна. — Не скажу, что супер-пупер, но на один сезон их хватило бы. Сапоги разошлись по шву после первой же носки. Причем оба. Гнилыми нитками, что ли, их шили?!

На следующий день Яна поехала в магазин с чеком и предъявила товар, что называется, лицом. Продавцы и товароведы долго крутили разорванные сапоги в руках. И в конце концов вынуждены были признать: обувь — бракованная. Но не кинулись менять ее сразу же, а потребовали сертификат — бумажку, указывающую, что в будущем клиент имеет право на скидку. Яна бумажку потеряла, о чем и сказала продавщицам.

— Потеряли сертификат?.. Тогда вы не имеете права требовать, чтобы мы обменяли вам обувь! — заявили они.

Яна стала бороться, позвонила в торгинспекцию и Общество защиты потребителей, где эксперты сказали, что торговцы грубо нарушают закон. В конце концов брак ей заменили. Но вернуть свои деньги девушке так и не удалось.

Но и такой полусчастливый конец в спорах между продавцами и покупателями наступает далеко не всегда. Торговцы обувью как никто другой умеют обманывать клиентов.



Столичные обуватели

Из всех криков моды белые тапки — самый последний.

И в салонах, и в торговых центрах, и на рынках — повсюду висят плакатики-предупреждения: “Гарантия на купленную обувь — 1,5 месяца”. И это есть самая наглая и большая ложь московской обувной торговли.

По Закону “О защите прав потребителей” гарантия на обувь — два года. Он даже предусматривает две недели на “период охлаждения”. Это значит, что если свежекупленная обувь вам вдруг разонравилась и вы ее ни разу не надели, то у вас есть полное право вернуть или обменять пару в течение двух недель. Экспертиза здесь не нужна. Магазин обязан выполнить желание покупателя.

При обмене обуви продавцы, как правило, требуют чек. Но по закону предъявлять его не обязательно. Хотя лучше, если вы его приберегли. Легче будет отстаивать свои права.

Иногда магазины не спешат возвращать деньги за дорогую обувь, мотивируя это тем, что “обнаруженный дефект незначителен”. А обувь, купленную на распродажах, отказываются обменивать. И то и другое — всего лишь фантазии продавцов. И их выдумки бывают очень изобретательны. Как, например, в такой истории.

Алла приобрела осенние туфли за 1200 рублей в торговом центре. Через два дня порвались декоративные шнурки на левой ноге, а еще через два дня — на правой. Туфли, естественно, потеряли нормальный внешний вид. Ну а продавщица в магазине сказала, что “шнурки являются деталью фурнитуры, а это не производственный брак, и деньги возвращать не полагается”. Алла возразила: “Но я же не сама порвала эти шнурки!” На что ей заявили: “Откуда мы знаем? Может, ваш ребенок с ними игрался? Вот если бы оторвалась подошва — тогда другое дело”.

Выход как в этой, так и в других ситуациях — один. Нужно написать заявление в двух экземплярах на имя директора магазина и отдать продавцу один экземпляр вместе с бракованной парой. На втором экземпляре должна стоять роспись продавца, что он принял у вас обувь (этот экземпляр возьмите себе). В течение 15 дней магазин обязан провести экспертизу обуви (в вашем присутствии). Не лишним будет провести и независимую экспертизу. Если результат — в пользу потребителя, но директор отказывается возвращать деньги, отправляйтесь в суд. То же следует сделать, если результат независимой экспертизы не совпадает с магазинной (такое, увы, случается: нечестные торговцы нередко имеют хорошо оплачиваемых “карманных” экспертов).

Но, даже если суд признает вашу правоту, деньги вам просто так не отдадут.

— Магазин-жлоб может тянуть с возвратом денег долго, — говорит юрист Московского общества защиты потребителей Юлия Швец. — И суд тоже штука небыстрая: дела по Гражданско-процессуальному кодексу должны рассматриваться в течение двух месяцев, но реально этот срок куда больше — около полугода. Если магазин не хочет исполнять и судебное решение, Министерство по антимонопольной политике должно наложить на него штраф.

Наш материал еще не вызвал у вас желания не покупать никакой обуви вообще? А ведь мы пока ничего не рассказали о качественных ботинках и туфлях. Правда, есть у них существенный недостаток: они... вредны для здоровья.



Топите ваши “лодочки”!

— Слушай, что-то твоя жена плохо выглядит...

— Она страдает из-за своих убеждений.

— То есть?

— Она убеждена — может носить туфли 34-го размера.

Вам знакомо слово “подиатр”? Нет, не “педиатр”, а “подиатр”. Так и знали, что незнакомо. А между прочим, это направление медицины, занимающееся заболеваниями стопы.

В Европе чуть ли не в каждом квартале принимает врач-подиатр, к которому обращаются не только с проблемами больных пяток, но и за рекомендациями по подбору обуви. Связь прямая: болезни опорно-двигательного аппарата, венозное расширение, нарушение кровообращения и осанки — все это человек может заиметь из-за неправильного выбора и ношения обуви.

Заболеваниями стоп, по статистике, страдает 90% населения, причем врожденные болячки (например плоскостопие) занимают очень незначительную часть. Чаще всего к врачам обращаются с жалобами на чувство дискомфорта в ногах, боли в стопах, голенях, коленках, чувство жжения под стопой, натоптыши и деформацию ступни. Каждый пятый обращается к врачам из-за поперечного плоскостопия: оно развивается из-за повседневного ношения туфель на высоком каблуке и с узким носом. Что там греха таить, любят наши женщины взгромоздиться на шпильки...

— Высокие каблуки — только в исключительных случаях, на торжественные приемы! — говорит старший научный сотрудник лаборатории ревмаортопедии и реабилитации Института ревматологии РАМН, кандидат медицинских наук Алексей Арсеньев. — Кроме того что нога как бы расплющивается в ширину, хождение на “носочках” чревато образованием “косточек”. Большой палец отклоняется наружу, а в особо тяжелых случаях — налезает на другие пальцы. Самое безобидное, что может ожидать таких модниц, — натоптыши и хронические мозоли.

Совершенно плоская подошва — так же плохо, как высокий каблук, потому что устает свод стопы. Жесткая подошва ведет к отвердению большого пальца. Вообще, в обуви подошва должна обязательно хорошо гнуться по определенной линии в соответствии с естественным изгибом самой ступни. В обуви с тяжелой подошвой, например популярных у тинейджеров “гриндерсах”, такого изгиба нет, но там, чтобы люди не плюхались всей стопой оземь, делают закругления спереди и сзади, чтобы нога правильно амортизировала при ходьбе. Так что “гриндерсы” вредными назвать нельзя, разве что тяжелыми.

При деформациях стопы важно применять супинаторы. Ортопедические стельки, которые продаются у метро, вреда особого не принесут, но и пользы от них никакой. Индивидуально изготовленный, “под стопу клиента”, супинатор стоит от 100 долларов. Есть средний путь — метод, широко применяемый в Америке. На компьютере определяется, к какому типу принадлежит стопа, — и можно покупать нужный супинатор в аптеке. Но у нас такое не принято.

...Лондонские обувные магазины... Итальянский дизайн... Испанское качество... Что-то похожее можно найти в нашей столице, но о массовом распространении хороших вещей речь пока не идет. Ботинки и сапоги еще долго будут натирать ноги москвичам. И в прямом, и в переносном смысле.



ОТ КУТЮР БЕЗ КУПЮР

Художник-модельер по обуви Дома моделей Вячеслава Зайцева Татьяна Бораева считает, что сейчас актуальны все обувные стили. Из летней обуви модны босоножки на каблуке, шпильке, танкетке с изобилием ремешков. К ним добавляется декоративное оформление — от кружев, шнуров и кнопок до страз, самоцветов и полудрагоценных камней. Популярна обувь без задников (шлепанцы, мюли, сабо) и стилизованные кроссовки из пористых натуральных материалов, текстиля. Но есть и превалирующая модная тенденция. Так, на смену высоким платформам пришли туфли классических форм — в первую очередь “лодочки” а-ля Мэрилин Монро.

Обувь в наши дни вовсе не обязательно подбирать под цвет костюма. Любители эпатировать публику могут даже надеть разноцветные ботинки.

Лучше всего стройнит женскую фигуру каблук 5—7 см. Эта высота достаточно удобна и практична. Но совсем уж идеальная для ноги обувь — полуспортивная, мокасины, каблук 2—3 см. Предпочтительны натуральные материалы. В принципе верх может быть из заменителя, но внутри туфли должны быть отделаны кожей — чтобы нога дышала. Правда, обувь, кожаную внутри (хотя бы с кожаной стелькой), практически не встретишь, даже дорогую. Производители на этом экономят, хотя кожа для внутренней отделки может быть дешевых сортов и недорогая.



Как выбрать правильную обувь?

1. Обувь должна подходить вам не только по размеру, но и по полноте, то есть по ширине. Данные о полноте модели должны быть обязательно указаны.

2. Высота каблука в обуви для повседневной носки не должна превышать 4 см.

3. Большой плюс — удобная колодка. Примерили туфли — хорошо сидят? Теперь проверьте, сгибается ли подошва в такт движениям вашей ступни. Если вы покупаете обувь на толстой подошве, отсутствие гибкости должно компенсироваться закруглениями спереди и сзади.

4. Задник должен фиксировать ногу и быть жестким.

5. Перед самым длинным пальцем ноги должно оставаться 0,5—1 см свободного пространства.

6. Избегайте обуви из кожзаменителя, даже с удобной колодкой.



Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру