“Юкос” прорубил окно на Восток

30 мая 2003 в 00:00, просмотров: 193

Подсчитано, что каждый день задержки с добычей нефти и продажей ее за границу лишает страну 10 млн. долларов. Однако парадокс сегодняшнего дня заключается в том, что природные богатства Сибири и Дальнего Востока нужны всем, но они до сих пор заперты в природных кладовых и находятся глубоко в земле. Торговать ими невозможно. Страна терпит убытки каждый день.

Наши природные богатства просто рвутся на свободу. Президент китайской национальной нефтегазовой корпорации Мо Фуцин уверен, что недра России переполнены нефтью, а в его родном Китае — переизбыток ее потребителей. Это настоящее богатство двух стран, которым надо воспользоваться.

Правда, до недавнего времени два ближайших соседа не замечали друг друга. Россия с упорством гонит нефть на Запад, а Китай по привычке закупает “черное золото” на Ближнем Востоке. Взаимовыгодный круг никак не может замкнуться. Пока в день Россия продает ежедневно 500 млн. тонн. И больше позволить себе не может. Рост нашей добычи ограничен экспортом, то бишь возможностями существующих трубопроводов и количеством танкеров.

Такую ситуацию еще можно терпеть, когда госказну согревают поступления от продажи нефти по высокой цене. Однако когда в скором времени стоимость барреля на западных биржах снизится вдвое, госдоходы можно будет сохранить на прежнем уровне, только увеличивая объемы продаж. Уже подсчитано, что при планомерном наращивании добычи только к концу 2005 года возникнет необходимый избыток в 20 млн. тонн, который сможет перекрыть потери страны в случае падения мировых цен на нефтепродукты.

Однако для этой нефти на традиционных рынках Европы скорее всего не найдется покупателя. Наш западный партнер приобретет только то, что ему нужно. Заливать себя нефтью впрок не станет. На этот раз возникнет кризис уже в России — перепроизводства нефти. А заодно и бюджетный голод. Тут-то и вспомнить бы о восточных соседях...

Впрочем, первый шаг в перспективном направлении сделан. На днях подписано соглашение между нефтяной компанией “Юкос” и китайской нефтегазовой корпорацией CNPC о ежегодной поставке нашему восточному соседу по железной дороге 6 млн. тонн нефти. За три года отечественная нефтекомпания должна поставить нефти на сумму в 1 млрд долларов. Для госбюджета это выльется в дополнительные доходы на 300—400 млн. долларов налоговых сборов. Эта сделка даже побудила руководителя “Юкоса” Михаила Ходорковского заявить, что отныне торговать с заграницей сырой нефтью выгоднее, чем нефтепродуктами.

Действительно, для получения той же прибыли, скажем, от продажи бензина за границу необходимы специальные терминалы в портах, которые пока не построены. А те, которые уже существуют, не в состоянии перекачать большое количество горючего. В результате накладные расходы у нефтяников резко возрастают. Теперь, похоже, выход найден. Ненужными становятся новые порты и танкеры. Все можно везти на Восток.

Впрочем, ведрами, даже очень большими, российскую нефть не перетаскать. Пока Россия вывозит в цистернах не слишком много. В 2000 и 2001 годах — около 730 тыс. тонн. В 2002 году — чуть больше миллиона, и лишь после подписания соглашения с китайцами объемы экспорта вырастут в шесть раз. Это, конечно, хорошо, но далеко не предел. Тем не менее эта сделка уже самая крупная между двумя странами. На очереди строительство специального трубопровода из России в Китай — Ангарск—Дацин. Там Россию ждет 10% перспективного китайского рынка.

Кстати, соглашение о строительстве трубопровода в Китай на днях также уже достигнуто и подписано, правительство дает проекту зеленую улицу. Руководство “Юкоса” надеется, что только к концу 2005 года возможности нашей страны позволят перекачивать в Китай 20 млн. тонн, а затем в течение еще двадцати лет — по 30 млн. тонн. Страна на этой сделке может заработать 150 млрд. долларов. Причем только налогов бюджет получит на сумму в 60 млрд. долларов! Это цифра, к примеру, соизмерима с величиной российского импорта в 2003 году. То есть только от торговли с Китаем нефтью наша страна получит столько же, сколько сейчас нам привозят товаров из-за границы.




Партнеры