Драгоценные воспоминания из хлама

19 июня 2003 в 00:00, просмотров: 489

Прошел ровно месяц с того момента, когда огненным шоу на Тверской открылся V Чеховский фестиваль. За это время Москва уже успела подивиться мастерству испанцев, англичан, французов, поколбаситься вместе с суперсовременными корейцами и прикоснуться к многовековым традициям Японии и Китая. И вот уже в “Эрмитаже” был дан последний спектакль детской серии фестиваля — “Сказка детства” из Италии.

Он о самой нежной поре жизни и о том, как бывают грубы и слепы взрослые, безжалостно давящие в ребенке хрупкие ростки добра и человечности. Артисты Микеле Аббонданца и Антонелла Бертони превращаются то в родителей, то в детей. Посреди сцены лежит прозрачный камень, похожий на алмаз, — он и символизирует собой недавно рожденное существо, ждущее, чтобы к нему прикоснулась рука доброго волшебника или как минимум искусного мастера. А в данном случае это всего лишь обыкновенные родители, уставшие от жизни, друг от друга и от своих чад. Потрясающая пластика танцовщиков, музыка, стильный свет, неброские костюмы и несколько слов на английском и ломаном русском — вот из чего вырастает история о детском одиночестве. Мать и отец не хотят заниматься своими отпрысками, и брошенные сгоряча слова “Что за дети! Я убью их!”, “За тобой придет горный великан”, “Я заклею тебе рот!” звучат как жуткий приговор и повергают бедных малышей в ужас и панику. Вместо того чтобы послушно тратить время на скучные занятия в школе, они убегают на кладбище и рассматривают надгробные плиты.

“Если бы я умер, мама любила бы меня больше”, — говорит маленький Томазо, глядя на детскую могилу.

Вот такую “Сказку детства” рассказали зрителям итальянские актеры. И охватывает ужас, и комок подступает к горлу, потому что наваливается мучительная уверенность в том, что именно так часто и бывает, и изменить подобное положение вещей — значит перевернуть мир.

Еще один спектакль — “Та Ти Тинг”, уже для взрослых детей, представил на малой сцене МХАТа им. Чехова Театр “Рио Розе” из Дании. Спектакль странный, абстрактный, даже абсурдный, поначалу вызывающий вопрос: а при чем здесь дети? Во всяком случае, зрители, входящие в зал, видят, как посреди заваленной диким количеством одежды сцены сидит старая женщина и тихонько ест. Вокруг пожилой дамы — хлам, тряпье, из которого вдруг появляются люди. Сначала — красивое обнаженное мужское тело, затем — потешный аккордеонист, девушка, одетая по довоенной моде, и наконец лысый господин, весьма пластичный и гибкий.

— Какой сьегодня дьень?

— Слюшай мюзик. И заткнис!

Текст на ломаном русском перемежается с легким, как будто необязательным дансом. И этот танцевально-разговорный микст несет странную историю о жизни семьи, целого поколения, пережившего войну, рождение детей и потери близких. Удивительно, что проделано это весьма элегантно, можно сказать, эскизно. Вот сыновья подросли — значит парни в спортивных майках и с футбольным мячом замерли перед фотографом.

Или первая любовь, любовный треугольник — это страстный танец на стуле под музыку из “Кармен”. И так проходит жизнь, логично идущая к концу — смерти. Сие печальное обстоятельство представлено проще не бывает — весь хлам на сцене погребен в одну огромную черную сумку, и мужчины выносят ее, как гроб, из темноты туда, где свет. Выглядит это как мягкое не болезненное поучение — смерти, дети, бояться не надо.

Удивительно, что спектакль “Ти Ти Танг”, заявленный как детский, вполне мог бы претендовать на участие и во взрослой программе. Но, очевидно, в Дании, где спектакль получил национальную премию, юное поколение весьма продвинуто в вопросах жизни и смерти.


Генеральный спонсор фестиваля — компания LG Electronics. Фестиваль поддерживают компании Comstar Telecommunications, страховая компания “Ренессанс”, отели “Марриотт” и “Метрополь”.




Партнеры